Фото агентства городских новостей "Москва"
Конституция становится темой актуальной политики. В КПРФ разрабатывают свой вариант нового Основного закона (см. «НГ» от 23.11.23). О его подготовке говорили еще в январе, сейчас она, как сообщают представители партии, «идет к концу». Коммунисты взяли некоторые положения из советской Конституции 1977 года, некоторые – из Основного закона 1993 года, а также обратились к китайским образцам. Пока они не определились с тем, запускать ли публичную презентацию «красной Конституции» к президентским выборам 2024 года или подождать, пока они завершатся.
На прошлой неделе о необходимости внести в Основной закон положение о государственной идеологии заявил руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. В Кремле не стали давать этой инициативе оценку. Зато некоторые законодатели подчеркнули, что прописать в Конституции госидеологию невозможно в режиме поправок, как это было в 2020 году. Для этого нужно принимать новый Основной закон, созывать Конституционное собрание.
В этих инициативах можно разглядеть парадокс, если оценивать их с точки зрения нормальной, рутинной политики. Правила игры таковы, что партии и публичные спикеры стараются действовать и высказываться осторожно. Они хотят оставаться в системе власти, но при этом не сказать и не сделать ничего такого, что можно было бы посчитать посягательством на существующий порядок. При этом идеи изменить Конституцию, а то и вовсе принять новую, высказываются публично и вполне свободно, хотя, казалось бы, это самая смелая, чуть ли не революционная мысль, призыв к полной перестройке системы.
На практике же здесь нет никакого парадокса. В современных условиях говорить об общем (а Конституция – это именно общее, это рамки системы) проще и безопаснее, чем критиковать частное. Вместе с этим, похоже, меняется и сам общественно-политический консенсус. В предыдущие десятилетия он сводился к тому, что Конституцию 1993 года все-таки не трогали. Все политические и общественные силы принимали ее положения и соревновались в интерпретации. Власть начиная с нулевых эффективно интерпретировала Основной закон в свою пользу, на практике законодательная конкретизация Конституции оказывалась нередко важнее ее духа. Но текст оставался прежним. С идеей переписать его на выборы не ходили. И даже поправки 2020 года не изменили фундамент Конституции.
Актуальные политические предложения затрагивают именно конституционный фундамент. И это можно понимать среди прочего и как окончательный смысловой разрыв с девяностыми. При всей критике социально-экономических порядков первого постсоветского десятилетия власть нулевых и десятых все же помещала себя в контекст «новой России». Сейчас это, по всей видимости, уже необязательно. Вероятно, власть не захочет разрабатывать и принимать новую Конституцию. Вероятно, даже коммунистам посоветуют не идти на выборы со своим проектом. Но сама мысль о новом Основном законе вбрасывается в публичное пространство все чаще.
Когда политические силы, участвующие в выборах или других процессах, призывают оппонентов или власть следовать Конституции, это один порядок. Он предполагает, что есть источник норм, на который можно и нужно ссылаться. Другой порядок устанавливается, когда разные политические силы говорят о том, что Конституция – не догма, что она должна соответствовать требованиям времени и общества, что уже есть конкретные наброски нового Основного закона. Тогда актуальная Конституция постепенно начинает восприниматься как памятник 90-м, который можно оставить как есть, но можно реставрировать или вовсе убрать. А источником норм и правил игры становится воля действующей власти, выраженная явно или нужным образом прочитанная и понятая бюрократией.