Фото Pixabay.com
Россия, по оценкам экспертов, сталкивается с крупнейшим демографическим кризисом за всю современную историю. Ключевую проблему составляет спад количества родившихся детей. Он сохраняется с 2015 года: тогда на свет появились 1,944 млн младенцев, в прошлом году (без учета новых территорий) – чуть более 1,3 млн.
В этом году и в обозримом будущем ситуация продолжит ухудшаться. В пояснительной записке к бюджету Социального фонда приводится прогноз: 2023 год – 1,245 млн, 2024 год – 1,172 млн, 2025 год – 1,153 млн, 2026 год – 1,143 млн. Таким образом, один за другим будут установлены новые антирекорды в новейшей истории России (до сих пор минимум был зафиксирован в 1999 году, когда родились 1,214 млн детей). Суммарный коэффициент рождаемости в 2015 году составил 1,777 детей на одну женщину, в 2022 году – 1,416. При этом количество молодых женщин объективно сокращается – последствия демографической ямы 1990-х будут сказываться еще долго.
В ответ на эти вызовы власти фактически объявили антиабортную кампанию. В Госдуме, по данным СМИ, обсуждается запрет абортов в коммерческих клиниках, в ряде регионов они сами (наверняка не без подсказок) отказались от проведения таких операций. Ужесточается оборот препаратов для прерывания беременности. В регионах вводятся штрафы за склонение к абортам.
Одновременно обсуждается, как добиться снижения среднего возраста рождения детей. Большой резонанс недавно имело заявление сенатора Маргариты Павловой о том, что «нужно перестать ориентировать девушек на получение высшего образования», потому что из-за этого «упускается детородная функция». Но ранее схожим образом выразился и министр здравоохранения Михаил Мурашко, назвавший «порочной практикой», когда женщина убеждена, что сначала должна получить образование, сделать карьеру, обеспечить себе материальную базу, а только потом рожать детей. Остается непонятным, как эту практику изменить – не вводить же по бюрократической привычке и в этой области какие-то запреты и ограничения.
Главный недостаток ведущихся дискуссий в том, что в них участвуют кто угодно – чиновники, депутаты, политики, священнослужители, не очень слышно только голоса ключевой фигуры – женщины. У всех только одна точка отсчета – интересы государства. А интересы женщин как будто производные от потребностей государства и экономики. И нет ни слова про семью как очаг взращивания детей, граждан.
Пищу для размышлений дает выборочное наблюдение репродуктивных планов населения, которое в прошлом году провел Росстат. Согласно этим данным, 49% россиянок хотят иметь двоих детей, 23% – одного, 19% – троих. Желание рожать зависит от многих факторов. К примеру, ребенок, по женскому убеждению, укрепляет отношения в семье. А вот такой мотив, как повышение авторитета в обществе, оценивается россиянками крайне скептически. Почему? Вот о чем надо бы подумать, а не о вредности высшего образования.
Как показало исследование, чем выше уровень жизни и жилищных условий, тем большее количество детей хотят иметь женщины. Важное значение для них в этом плане имеют меры государственной поддержки. Это та положительная мотивация, которая уже работает и которую государство способно усилить. Оно уже эффективно реализовало этот подход, когда ему потребовалось заинтересовать сотни тысяч мужчин контрактом в зоне специальной военной операции. В рождении детей материальные стимулы не являются определяющими, но могут стать более весомыми.
Демографический кризис – комплексная проблема, которая требует комплексного решения. Ограничениями и жалобами на неправильные жизненные установки делу не поможешь. Нужно прислушаться к тому, что думают по этому поводу сами женщины, и исходить из их запросов, мотивов, опасений. n