Фото Артура Новосильцева / Агентство «Москва»
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса, посвященного восприятию выборов. Две трети опрошенных (61%) доверяют объявленным результатам голосования. 67% считают, что выборы в их регионе «проходят, как правило, честно, без серьезных нарушений закона».
Примечательно, что опросы 2020 и 2021 годов давали немного иную картину. Так, осенью 2020 года 46% ответили ВЦИОМ, что доверяют результатам выборов, а 50% (то есть больше!), что не доверяют. Спустя год, после выборов в Госдуму, замер делали три раза. Доверие к результатам от опроса к опросу росло – от 44 до 53%, скептиков было 50%, а стало 43%. В 2022 году такое исследование не проводилось. Вероятно, гражданам было не до размышлений об электоральном процессе. А в 2023 году ВЦИОМ провел два опроса – и выяснил, что ситуация существенно изменилась, доверие заметно выросло.
Что же случилось? Возможно, ничего. Результаты последнего опроса были опубликованы сейчас, в ноябре. Но данные собирались в августе, за месяц до единого дня голосования. Предыдущий замер 2023 года проводился и вовсе в апреле, когда избирательные кампании в регионах даже не начались. Не так обстояли дела, например, в 2021 году. Социологи опрашивали граждан сразу после выборов – и получали другие результаты.
Интерес к выборам в России, как правило, пробуждается во время важных кампаний, освещаемых и обсуждаемых в СМИ, с понятной повесткой, даже если она проста или искусственно сформулирована. Доля недоверия напрямую с этим связана. Оно может касаться даже не факта победы правящей партии или кандидата власти, а самих цифр, показателей отрыва и т.д. Если человек так или иначе вовлечен в кампанию, активно следит за ней, борьба кажется ему более острой, чем следует потом из опубликованных результатов.
Выборы в 2023 году разворачивались на очень ровном, гладком политическом поле. Сложно было нащупать их нерв. У них не было федерального измерения. Не факт, что сентябрьский замер дал бы другие показатели доверия и недоверия. Однако весна и конец лета в этом плане все равно куда «безопаснее», благостную картину получить легче.
Пожалуй, резкий рост доверия к результатам выборов должен объясняться какими-то шагами власти, которые гарантировали бы прозрачность процедуры голосования и подсчета. Для этого как минимум нужно публичное допущение, что проблема есть, ее будут решать. Однако очень сложно вспомнить, чтобы в России это допускалось и признавалось. Сомневаться в прозрачности выборов означало раскачивать лодку, объявлять себя явным оппозиционером.
Механизм голосования после пандемии изменился. Сам период волеизъявления продлили до трех дней. Голосовать стало возможно через интернет. Однако все эти нововведения подавались как удобства, а не как гарантия прозрачности. Примечательно, что в новом опросе ВЦИОМ фигурируют старые данные (2021 года) по поводу электронного голосования.
Сравнивать цифры 2021 и 2023 годов и пытаться разглядеть в них общественную тенденцию или реакцию социума на инициативы власти – сложная задача. За два года изменился контекст. Правила внутриполитической игры стали жестче. Гражданам, как кажется, психологически сложнее признаваться социологам в недовольстве установленным порядком (а выборы – его часть). Анонимность таких опросов может вызывать сомнение, касается это и других тем.
Период 2020–2021 годов тоже не был временем либерализма. Но получается, что людям было проще выражать недовольство. И примечательно, что это не заставляло систему работать над гарантиями прозрачности и даже признавать проблему. А социологи просто учащали замеры и проводили их, пока «температура» не становилась нормальной.