Фото Reuters
Офис украинского президента Владимира Зеленского продолжает прорабатывать его визит в Израиль, несмотря на то что в начале этого месяца поездку пришлось отложить. Прибытие украинского лидера ожидалось 6–7 ноября, но израильские СМИ нарушили режим конфиденциальности, обнародовав предварительные данные о грядущих переговорах на высшем уровне. Из-за этого в Киеве пересмотрели планы. Поездка задумывалась как жест солидарности с Израилем, который стал 7 октября объектом масштабного нападения группировки ХАМАС.
Зеленский был одним из первых среди зарубежных политиков, которые позвонили премьер-министру Биньямину Нетаньяху в первые дни вооруженного обострения вокруг сектора Газа. Киев занял вполне однозначную позицию по поводу вспышки насилия, поддержав позицию израильтян. Это произошло несмотря на то, что в прошлом украинское руководство выступало с упреками в адрес правительства Нетаньяху за его нейтральную политику по отношению к событиям в Украине и осторожность в вопросе продажи вооружения.
Но чем дольше длится полномасштабная операция в Газе, тем более явно она превращается в сложное дипломатическое испытание для тех, кто поддерживает Израиль даже на уровне простых заявлений. Жертвы среди гражданского населения анклава растут, а высказывания Нетаньяху и его министров наталкивают на вывод, что после завершения активной фазы боевых действий речь может зайти о повторной оккупации этой части Палестины.
Для Киева израилецентричная политика становится дорогостоящим предприятием с учетом наметившегося в мусульманском мире консенсуса вокруг Газы. Такие страны, как Турция, Саудовская Аравия, Оман и Катар, которые оказывали посредническую помощь в украинском урегулировании, за последний месяц заняли категоричную позицию по ситуации в анклаве, обвинив западный мир в использовании двойных стандартов.
«Среди всех жителей региона растет гнев, ставящий под сомнение реакцию международного сообщества на преступления, происходящие против палестинского народа. Количество детей, погибших в этой войне, превысило количество детей, погибших в войне между Украиной и Россией, но такой реакции мы не видим», – констатировал в прошлом месяце премьер-министр, глава МИД Катара Мухаммед бин Абдель Рахман Аль Тани.
Еще весной украинский лидер мог претендовать на понимание в регионе. В мае он стал гостем саммита Лиги арабских государств в Саудовской Аравии. Королевство без колебаний дало ему трибуну. «Мы пригласили президента Зеленского для того, чтобы услышать точку зрения всех сторон. Арабские страны с самого начала этого кризиса заняли нейтральную сторону. Мы стремились открыть диалог с двумя сторонами, надеясь, что мы достигнем способа для разрешения конфликта», – отмечал глава МИД Саудовской Аравии Фейсал бин Фархан Аль Сауд.
Примечательное развитие контактов происходило по линии Украина–Оман. Киев анонсировал открытие своей дипмиссии на территории султаната. Маскат предлагал украинскому руководству открыть на своей территории продовольственный хаб. Как отмечал украинский спецпредставитель по Ближнему Востоку и Африке Максим Субх, благодаря этому Киев мог бы получить доступ к «одному из самых современных логистических хабов, который функционирует, по сути, в Индийском океане».
Отдельный пример – это Турция, которая вопреки особой посреднической роли согласилась на создание в Украине завода по производству беспилотников Bayraktar.
Однако события вокруг Газы разрушают атмосферу доверия, на которую Киев мог претендовать в диалоге с Ближним Востоком. После 7 октября страны региона не только показали свою чувствительность к палестинскому вопросу, но и ужесточили подходы к тем, кто нетребовательно смотрит на действия Израиля.