Фото Reuters
Единственный политик, который в рейтингах в Германии на протяжении ряда месяцев занимает первое место, руководит как раз военным ведомством страны и не делает тайны из того, что фактически Германия ведет боевые действия против России на полях сражений в Украине. Его зовут Борис Писториус, и он по партийной принадлежности социал-демократ.
По последним опросам Института по изучению общественного мнения Forsa, 59% опрошенных считают, что именно в руках Писториуса Германия будет чувствовать себя в безопасности. Он опережает действующего канцлера Германии почти на 20%, а лидеров консервативной оппозиции, которые претендуют на то, чтобы заменить Шольца у руля страны, еще больше.
На его высочайший по немецким меркам рейтинг не влияют ни откровенные призывы к усилению военной поддержки Киева, ни высказывания о том, что Германии надо готовиться к «большой войне в Европе», ни провокационное переименование в одной из речей российского Калининграда в Кёнигсберг. Причем последнее вряд ли стоит считать ошибкой провинциального политика, волею судеб вознесшегося в кресло важнейшего на сегодня немецкого министерства. Ведь Писториус хоть и недавно появился на небосклоне федеральной политики из нижнесаксонской глубинки, но он изучал в свое время и русский язык, и русскую историю и прекрасно осведомлен о причинах появления восточнопрусского Кёнигсберга в составе России.
Военная риторика Писториуса даже вызвала на днях острую критику у главы фракции СДПГ в Бундестаге Рольфа Мютцениха, который попытался одернуть министра. Мютцених хотел доказать, что военный министр не вполне понимает всю сложность проблемы, когда призывает немцев готовиться к войне в Европе.
Изучением феномена популярности Писториуса у немецких избирателей попытался заняться немецкий эксперт по вопросам безопасности Иоахим Вебер из Боннского университета. По его мнению, Писториус говорит ясным для обывателя языком и всегда претворяет в жизнь свои обещания, которые пока сводятся к увеличению военного бюджета и отправке Киеву все более новых видов военной техники. Именно поэтому ряд немецких газет называют Писториуса в качестве возможного кандидата на пост канцлера в 2025 году.
Но дело не только в организаторских способностях и четкости действий министра обороны. Он прекрасно уловил основные тенденции современного международного положения и настроения политической элиты Германии. Как отмечают немецкие эксперты, Германия должна расширить свое влияние на международные дела в соответствии с ее возросшим политическим весом на международной арене. (Добавим, после объединения в 90-х годах прошлого века.)
В то же время актуальная политическая ситуация, связанная с появлением на политической сцене новых партий и возможностью появления их в Бундестаге, – речь идет об левоориентированном альянсе Сары Вагенкнехт и партии «Свободные избиратели», склонной к правому популизму, – размывает политический ландшафт в стране и делает будущие немецкие правительства зависимыми от компромиссов, а потому малоспособными к решительным самостоятельным действиям. Ведь в будущем скорее всего будут возможны лишь правительства, состоящие из трех и даже четырех партий.
Это означает, что внутриполитическая ситуация после 2025 года, когда должны будут состояться очередные парламентские выборы, во многом будет напоминать в будущей Германии положение в Веймарской республике в 30-х годах прошлого века. Именно тогда появились политики, мыслящие четко и ясно, способные твердой рукой руководить страной, и на них появился спрос у избирателей.