Фото КЦ "Южный"\ЦЭНКИ\roscosmos.ru
На днях генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов в эфире ТВ-канала «Россия 24» заявил о неконкурентоспособности российских спутников. По словам Борисова, российская орбитальная группировка спутников представляет 2,5% от общемировой: в США могут производить 3 тыс. спутников в год, в Китае – до 1,5 тыс., в России – 40. Отсюда – задача для Роскосмоса: переход к серийному производству спутников в РФ.
Понятно, что прежде всего решение этой задачи потребует соответствующего увеличения финансирования космической отрасли (не только спутникостроения). Источники такого финансирования могут быть разные, в том числе и широкое привлечение частного бизнеса. Например, такой вариант. 23 октября 2023 года группа депутатов от партии «Единая Россия» зарегистрировала в электронной базе Госдумы законопроект, который дает право Роскосмосу размещать рекламу на космической технике и объектах космической инфраструктуры.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «госкорпорацией «Роскосмос» проведены исследования потенциального спроса на наружную рекламу на объектах космической инфраструктуры и рекламу на космической технике, по итогам которых подтверждена заинтересованность крупных российских банков и страховых компаний». Подсчитан и потенциальный доход: он «может составить до 200 млн руб. ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн руб. ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры».
Прибыль от этой рекламной деятельности предполагается «в равных частях перечислять в федеральный бюджет и в качестве взноса на формирование специальных резервных фондов госкорпорации «Роскосмос». Расценки для рекламодателей будет утверждать правительство.
Вопрос, который естественно возникает: ради этих денег – 5 и 200 млн руб. – вносятся поправки в федеральный закон? Хотя и эти деньги, конечно, не будут лишними, но все-таки это очень похоже на форму мягкого принуждения «крупных российских банков и страховых компаний» к софинансированию Роскосмоса. Для сравнения: бюджет вышедшего весной этого года в прокат фильма «Вызов», участие в финансировании производства которого принимал и Роскосмос, составил около 1 млрд руб. По данным Единой автоматизированной информационной системы, по состоянию на 15 октября кассовые сборы фильма составили более 2 млрд 157 млн руб. Экономический эффект вроде бы налицо.
Однако можно было бы предположить, что эффект будет оцениваться и по повышению уровня интереса в обществе к космической тематике. Но этого не происходит. В конце октября пресс-служба Роскосмоса сообщила, что срок подачи документов для участия в четвертом открытом отборе в отряд космонавтов продлен с 30 октября до 20 декабря 2023 года. Объявление о наборе было сделано в июле. По данным на август, было подано 20 заявлений.
Надо сказать, что в мире существуют впечатляющие примеры эффективности рекламы астрономии, космической деятельности, космических исследований. Так, с 2012 по 2015 год в Британии число студентов-физиков выросло почти в полтора раза. Для такого короткого временного отрезка показатель, прямо скажем, удивительный! По мнению экспертов, такой скачок связан, в частности, с успехом у публики научно-фантастических фильмов «Интерстеллар» и «Гравитация». Первый – фактически наглядное популярное пособие по теории относительности Эйнштейна, а второй – научно-популярный треш об относительно недалеком будущем международного сотрудничества на космических орбитах…
Может быть, нам следовало бы задуматься о том, чтобы рекламировать не столько финансовые организации с помощью космоса, сколько космос с помощью финансовых организаций. Кстати, Совет по космосу при президенте РФ, который предлагалось создать еще в 1992 году для выработки космической политики, не создан до сих пор. А с января 2023 года «астрономия» исключена из перечня обязательных школьных предметов в соответствии с приказом Минпросвещения РФ.