0
8199
Газета От редакции Печатная версия

31.10.2023 17:53:00

Космос как рекламный носитель

О возможных показателях эффективности пропаганды космической деятельности

Тэги: космическая деятельность, пропаганда, роскосмос, спутники, серийное производство, финансирование, частный бизнес


космическая деятельность, пропаганда, роскосмос, спутники, серийное производство, финансирование, частный бизнес Фото КЦ "Южный"\ЦЭНКИ\roscosmos.ru

На днях генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов в эфире ТВ-канала «Россия 24» заявил о неконкурентоспособности российских спутников. По словам Борисова, российская орбитальная группировка спутников представляет 2,5% от общемировой: в США могут производить 3 тыс. спутников в год, в Китае – до 1,5 тыс., в России – 40. Отсюда – задача для Роскосмоса: переход к серийному производству спутников в РФ.

Понятно, что прежде всего решение этой задачи потребует соответствующего увеличения финансирования космической отрасли (не только спутникостроения). Источники такого финансирования могут быть разные, в том числе и широкое привлечение частного бизнеса. Например, такой вариант. 23 октября 2023 года группа депутатов от партии «Единая Россия» зарегистрировала в электронной базе Госдумы законопроект, который дает право Роскосмосу размещать рекламу на космической технике и объектах космической инфраструктуры.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «госкорпорацией «Роскосмос» проведены исследования потенциального спроса на наружную рекламу на объектах космической инфраструктуры и рекламу на космической технике, по итогам которых подтверждена заинтересованность крупных российских банков и страховых компаний». Подсчитан и потенциальный доход: он «может составить до 200 млн руб. ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн руб. ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры».

Прибыль от этой рекламной деятельности предполагается «в равных частях перечислять в федеральный бюджет и в качестве взноса на формирование специальных резервных фондов госкорпорации «Роскосмос». Расценки для рекламодателей будет утверждать правительство.

Вопрос, который естественно возникает: ради этих денег – 5 и 200 млн руб. – вносятся поправки в федеральный закон? Хотя и эти деньги, конечно, не будут лишними, но все-таки это очень похоже на форму мягкого принуждения «крупных российских банков и страховых компаний» к софинансированию Роскосмоса. Для сравнения: бюджет вышедшего весной этого года в прокат фильма «Вызов», участие в финансировании производства которого принимал и Роскосмос, составил около 1 млрд руб. По данным Единой автоматизированной информационной системы, по состоянию на 15 октября кассовые сборы фильма составили более 2 млрд 157 млн руб. Экономический эффект вроде бы налицо.

Однако можно было бы предположить, что эффект будет оцениваться и по повышению уровня интереса в обществе к космической тематике. Но этого не происходит. В конце октября пресс-служба Роскосмоса сообщила, что срок подачи документов для участия в четвертом открытом отборе в отряд космонавтов продлен с 30 октября до 20 декабря 2023 года. Объявление о наборе было сделано в июле. По данным на август, было подано 20 заявлений.

Надо сказать, что в мире существуют впечатляющие примеры эффективности рекламы астрономии, космической деятельности, космических исследований. Так, с 2012 по 2015 год в Британии число студентов-физиков выросло почти в полтора раза. Для такого короткого временного отрезка показатель, прямо скажем, удивительный! По мнению экспертов, такой скачок связан, в частности, с успехом у публики научно-фантастических фильмов «Интерстеллар» и «Гравитация». Первый – фактически наглядное популярное пособие по теории относительности Эйнштейна, а второй – научно-популярный треш об относительно недалеком будущем международного сотрудничества на космических орбитах…

Может быть, нам следовало бы задуматься о том, чтобы рекламировать не столько финансовые организации с помощью космоса, сколько космос с помощью финансовых организаций. Кстати, Совет по космосу при президенте РФ, который предлагалось создать еще в 1992 году для выработки космической политики, не создан до сих пор. А с января 2023 года «астрономия» исключена из перечня обязательных школьных предметов в соответствии с приказом Минпросвещения РФ. 


Читайте также


Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
3030
На развитие транспорта потратят триллион рублей

На развитие транспорта потратят триллион рублей

Ольга Соловьева

Дорогие авиабилеты замедляют увеличение пассажиропотока

0
2580
Об излишнем правовом регулировании и противоречиях правоприменения

Об излишнем правовом регулировании и противоречиях правоприменения

Государство избыточно глубоко вторгается в частную жизнь граждан

0
2734
В стране не хватает минимум двух тысяч эндокринологов

В стране не хватает минимум двух тысяч эндокринологов

Ольга Соловьева

Сахарный диабет угрожает 12 миллионам россиян

0
2305

Другие новости