Фото агентства городских новостей "Москва"
Плебисцитарный характер президентских выборов предопределяет как логику развертывания кампании по срокам, так и подбор будущих участников. Власть, очевидно, предпочтет как можно более поздний старт электорального мероприятия и по максимуму спокойный характер сценария. Недаром настолько очевидно не спешат с заявлениями о собственных планах те системные партии, представители которых могут появиться в итоговом списке кандидатов.
Однако на паузу встала и несистемная оппозиция, переместившаяся в лице ее многочисленных лидеров в эмиграцию. Казалось бы, как можно более рано начавшаяся политическая борьба соответствовала бы ее логике обязательного контрпозиционирования властям. Тем не менее стратегических подходов к участию электората несистемщиков именно в голосовании так и не выработано. А споры в этой среде показывают, что скорее всего дело ограничится тактическими ходами информационно-пропагандистского характера. Там, похоже, поняли, что блок на радикалов вставлен в выборы президента, как говорится, по дефолту вне зависимости от того, какую режиссуру будут утверждать.
В экспертной среде по отношению к наиболее вероятному варианту кампании принято употреблять термин «консервативный сценарий», чтобы, видимо, не обижать никого эпитетом «технический». Дискуссия идет только о том, какое число кандидатов считать удовлетворительным. Потому что обязательность их предварительного отбора – это, похоже, еще одно из условий, заложенных по умолчанию. Что же касается выборного календаря, то, конечно, имеется виду вовсе не официальная дата начала избирательной кампании, попадающая на середину декабря. Более важна длительность неизбежной политической активизации общества. И вот этот период власти, видимо, будет выгодно минимизировать.
Соответствующие действия в информационной среде уже реализуются, к ним, судя по всему, следует отнести регулярные заявления о безальтернативности нынешнего лидера страны. Относительно возможных сценариев выборов можно заметить, что напрямую тот же Кремль о стратегии не расскажет и после того, как кампания начнется. Однако раз к Новому году уже точно станет известно, участвует действующий президент или нет, то остальное будет лишь нюансами, в том числе – и другие персонажи.
Между тем ряд радикальных оппозиционеров предлагают как раз и считать палитру кандидатов указателем на то, какую стратегию необходимо принять. Навальнистов, отстаивающих идею неспешного спуска с горы, явно считая себя старым быком из известного анекдота, как бы и не смущает, что времени на реализацию задуманного может просто не хватить. Даже если на то имеются силы, в чем, правда, есть сомнения. Скорее всего якобы созданная сеть сторонников, которая выйдет из подполья, чтобы организовать опрокидывающее голосование, – это традиционная фикция.
Тем более, отвечает другая часть политэмигрантов, вполне может статься и так, что подходящей фигуры среди кандидатов вовсе не окажется. А технологический фундамент выборов позволит корректировать какой угодно результат. Потому у этой группировки в приоритете всевозможные электоральные флешмобы. То ли селфи массового выхода на участки в одинаковой одежде в одно время, то ли распространение по Сети фотографий испорченных бюллетеней.
Чуть большую политическую взрослость представляет собой план демонстративного сбора только за рубежом среди релокантов подписей для регистрации некоего оппозиционного кандидата. Однако и тут видно скорее желание добыть материал для отчета об эффективности использования выделенных средств, чем намерение заставить власть серьезно поволноваться. Нынешние выборы президента радикальные противники власти точно пропускают.