Через две недели, 24 октября, состоится первое Общее собрание Санкт-Петербургского отделения РАН. Новое, четвертое региональное отделение Российской академии наук создано распоряжением правительства РФ от 17 мая 2023 года. На предстоящем собрании будет утвержден Устав и выбран первый председатель СПбО РАН. Этому предшествовала довольно долгая и порой драматичная история.
В 1989 году, когда еще существовала Академия наук СССР, академик Валентин Коптюг предлагал организовать сразу три академии: Российскую, куда передать три уже существовавших отделения РАН: Уральское, Дальневосточное и Сибирское, а также академии Москвы и Ленинграда. И вот Санкт-Петербургское отделение РАН создано. Означает ли это, что на очереди – Московское?
До 2013 года в структуре РАН оставалось три региональных отделения и 15 региональных научных центров. Еще 21 научный центр входил в структуру региональных отделений РАН. В результате академической реформы 2013 года в подчинении РАН остались только три региональных отделения. Поручение о создании СПбО РАН было дано В.В. Путиным в феврале 2022 года, после встречи с президентом РАН Александром Сергеевым.
Впрочем, многие члены Академии наук высказывают осторожные сомнения в том, что создание СПбО РАН будет способствовать расцвету исследовательской работы в регионе. Какие же тогда еще могут быть резоны в этом решении?
Прежде всего это связано со статусными вопросами: финансирование, распоряжение собственностью, возможностью на выборах новых членов РАН получить специальные вакансии для ученых, работающих в Санкт-Петербургском регионе.
Кроме того, можно сказать, что СПбО РАН – это во многом личный проект тогдашнего президента РАН Александра Сергеева: он положил немало сил в организацию СПбО РАН именно в свое президентство (2017–2022). Это был один из главных его козырей в выборной кампании на пост президента РАН весной-осенью прошлого года. Не помогло. Выбор правительства пал на «электронщика» Геннадия Красникова.
Любопытно, что изначально основным аргументом в пользу создания СПбО РАН был, так сказать, мемориальный фактор. Еще в 2018 году вице-премьер правительства Татьяна Голикова, которая в то время курировала научную сферу, отмечала: «В Санкт-Петербурге было бы желательно создать какое-то подразделение Российской академии наук, историческое подразделение…» Александр Сергеев настаивал, что «необходимо учитывать и такой фактор, как приближающееся празднование 300-летия Российской академии наук… а сам факт организации отделения и передачи ему исторических зданий (Университетская набережная, дом 5 с литерами А, Б и В) может стать знаком уважения и подарком к юбилею Российской академии наук, который отмечается на государственном уровне».
Отсюда – еще один немаловажный аспект. Создание СПбО РАН – это попытка академии сохранить самоидентификацию, попытаться заложить своеобразную «капсулу времени», распечатав которую лет через 10–15 можно будет воссоздать Академию наук по сохранившейся «академической ДНК». Однако, возможно, Академии наук в ее сегодняшнем виде уже не оставили такого временного лага.
На днях одна из самых влиятельных фигур в сфере формирования государственной научно-технической политики, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук заявил, что «если сейчас мы завершим реформу академии наук, которая была начата в 2013 году – реформа была сделана половинчато, – если мы ее завершим, то в ближайшие год-два будем иметь самую совершенную в мире, ориентированную в будущее систему науки и образования».
Можно только представить, как после этих слов сердца многих академиков начали биться с особым трепетом в ожидании празднования 300-летия РАН в феврале 2024 года.