Тысячи нигерийцев собираются у французской военной базы в Ниамее с требованием покинуть страну. Фото Reuters
Решение президента Франции Эмманюэля Макрона вывести военный контингент из Нигера вошло в противоречие с прошлыми обещаниями не поддаваться требованиям мятежников. Однако перекалибровку позиции французский лидер объяснил тем, что фактическое руководство африканской страны, сместившее президента Мухаммеда Базума, не хочет бороться с местными террористическими элементами. Именно под предлогом борьбы с радикальными группировками французская сторона пыталась превратить Нигер в оплот своего военного присутствия в зоне Сахеля. В Елисейском дворце обращают внимание на то, что решение об эвакуации контингента было принято по итогам тесных консультаций с Базумом, а также лидерами Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС).
Инициатива Франции не могла не войти в диссонанс с позицией США, которые объявили, что не готовы ужесточать подходы к происшедшему в Нигере. Так, во время визита в Кению глава Пентагона Ллойд Остин заявил, что его страна «не внесла каких-либо существенных изменений» в расстановку своих войск на территории африканской страны, где развернуто около 1,1 тыс. американских военнослужащих. Более того, представители Госдепартамента изначально старались продемонстрировать переговорную гибкость и вступить в диалог с представителями военной верхушки во главе с генералом Абдурахманом Тчиани. Таким явлением в этом контексте стала поездка и.о. замгоссекретаря США Виктории Нуланд в Африку.
Это не могло не принести Вашингтону выгоду: в сентябре командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хекер проинформировал, что представители военных мятежников благодаря «дипломатическому процессу» позволили американской стороне продолжить боевые операции. «Мы сейчас выполняем не сказал бы что 100% миссий, которые мы совершали раньше, но большое количество», – пояснил он. Традиционно американские военные имеют доступ к двум военным точкам на территории Нигера. Это авиабазы в Агадезе и вблизи города Ниамей. Первый объект представляет собой особую значимость для Пентагона, потому что это вторая по величине американская база в Африке.
Дипломаты Пятой республики в разговоре с французскими СМИ выражали недовольство позицией США, чей максимальный прагматизм по отношению к мятежникам перешел все границы. «С такими союзниками нам не нужны враги», – сетовал высокопоставленный собеседник газеты Le Figaro. Тем не менее это звучало как отголоски обиды Парижа, что его проекты в Сахеле потерпели крах: после череды переворотов в странах Сахельской группы пяти (Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Чад и Мавритания) французское присутствие в регионе было поставлено под вопрос. Нигер же рассматривался как пространство для эксперимента Франции над новыми подходами к бывшим колониям: многие военные операции Вооруженные силы Пятой республики пытались перевести под контроль Генерального штаба Нигера, передав первоочередную роль локальным силам.
Кажется, Франция попросту недооценила специфику некоторых стран Африки. Вероятно, точно так же как США, недооценили ситуацию на местах в Афганистане перед падением в 2021 году администрации Ашрафа Гани. Тотальная неспособность принять факт происшедшего переворота вкупе с откровенной поддержкой Базума обернулась для Парижа тем, что путчисты инструментализировали антифранцузские настроения в своих интересах. Теперь Парижу не остается ничего другого, кроме как выстраивать маршруты эвакуации через вынужденный технический диалог с мятежниками и думать над тем, почему его стремление переосмыслить колониальное прошлое привело к тому, что армейская элита многих стран, сотрудничавших с европейцами в борьбе с терроризмом, попросила французский контингент раз и навсегда уйти.