Фото Reuters
Несмотря на завершение активных боевых действий в Нагорном Карабахе, обстановка на Южном Кавказе продолжает оставаться напряженной. Армения заявляет о том, что Азербайджан стягивает к границе войска, а Азербайджан обвиняет Армению в регулярных провокациях на границе. Руководство Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) главным препятствием на пути к мирному урегулированию конфликта считает закрытие Лачинского коридора, связывающего Ереван и Степанакерт. В качестве контраргумента Баку использует тезис о том, что официальный Ереван отказывается от добровольной «демилитаризации» Нагорного Карабаха.
Карабахской проблеме уже не один десяток лет, но стороны конфликта не проявили готовности к компромиссам, сделав ставку на военную силу как наиболее оптимальный инструмент разрешения противоречий. Вмешивались внешние игроки, чьи усилия позволили периодически замораживать конфликт, но не содействовать его урегулированию. В настоящее время у России, США, ЕС, Турции и Ирана нет общей формулы геополитического урегулирования в Закавказье, что только усугубляет и без того непростую ситуацию на юге региона.
Парадокс в том, что напряжение вокруг Карабаха непрерывно растет, несмотря на активные военно-дипломатические усилия. Армянские и азербайджанские чиновники и военные все интенсивнее общаются с коллегами из РФ, Франции, США, Евросоюза. До начала специальной военной операции в Украине страны Запада (в первую очередь США и Франция) были готовы признать в Карабахе за Россией определенную степень лидерства, чтобы осложнить ее отношения с Турцией – не позволить Анкаре излишне укрепиться в Кавказском регионе.
Но 2022 год радикально изменил ситуацию: Запад окончательно перестал видеть в Москве партнера в Закавказье. Сейчас он предпринимает усилия для дискредитации действий официального Кремля по следующим направлениям: как миротворца; как союзника Армении; как партнера Азербайджана. Эта задача во многом облегчается тем, что Москва, сосредоточив усилия в Украине, обращается к Кавказу лишь во вторую очередь.
Оценивая ситуацию в регионе, нужно понимать сложившийся в нем баланс сил. Российские власти рассматривают армянскую ситуацию не саму по себе, а в контексте глобального противостояния с Западом. Для них в первую очередь важно, чтобы Армения не пошла по стопам Грузии и не стала членом «враждебного лагеря». Если это произойдет, то Закавказье становится однородным пространством, которое США и их союзники форматируют полностью под себя. Вместе с тем США и их союзники не собираются давать Армении больше того, что дает сейчас Россия. Ни американцы, ни европейцы не признали недавних выборов президента самопровозглашенной НКР и впредь не планируют признавать ее независимость. США, Франция и ЕС не выражали готовности отправить свои миротворческие силы в Карабах.
Ереван боится, что потеря Карабаха может стать отправной точкой на пути к съеживанию территории Армении. Своих сил для противодействия этому у страны нет, а от РФ ждут большего, чем она может дать «в моменте». Вот почему армянские лидеры в панике обращаются то к США, то к Франции, то к Ирану с Индией. Сейчас для Москвы крайне важно преодолеть кризис в отношениях с Ереваном, которым, без всякого сомнения, постараются воспользоваться Париж и Вашингтон. Почему эта задача важна прежде всего для России? Без диалога, показывающего иллюзорность предложений США и Франции и важность сохранения позиций России в Закавказье, не обойтись. Для РФ принятие ситуации без ведения проактивных действий будет означать сворачивание ее присутствия не только в Армении, но и вообще на Кавказе. А именно такой сценарий в полной мере устроил бы США, Францию и другие страны НАТО.