0
8138
Газета От редакции Печатная версия

11.09.2023 18:36:00

О площадках для разрешения геополитических споров

Некоторые дипломатические механизмы еще могут работать

Тэги: g20, геополитика, международные отношения, переговоры, дипломатия


g20, геополитика, международные отношения, переговоры, дипломатия Президент Бразилии Лула да Силва считает, что украинским конфликтом лучше заниматься в рамках Генассамблеи ООН. Фото Reuters

В декларации по итогам саммита в Нью-Дели лидеры стран G20 и их полномочные представители напомнили, что эта организация – не платформа для решения проблем безопасности и геополитики. «Большая двадцатка», говорится в документе, прежде всего обсуждает вопросы международного экономического сотрудничества. Однако проблемы безопасности и неразрешенные геополитические противоречия мешают экономике, поэтому и G20 приходится высказываться, например, по украинскому конфликту.

Западные лидеры, общаясь с прессой, подчеркивают, что принятые формулировки в достаточной мере осуждают Россию. Однако внимательные наблюдатели уже отметили, что язык декларации – вполне компромиссный по сравнению даже с аналогичными предыдущими документами. Президент Франции Эмманюэль Макрон подчеркнул, что основная цель саммита G20 – обсуждение экономических вопросов и глобальных вызовов, поэтому украинская тема не была приоритетной. Любой может на это ответить, сославшись на саму декларацию, что конфликт Москвы и Киева – это и есть глобальный вызов. Однако заявленные принципы организации позволяют западным политикам объяснить своей публике обтекаемые формулировки, показать, что сами они «не прогнулись», просто таковы правила.

За прошедшие с момента начала украинского конфликта полтора года не раз можно было убедиться в том, что механизмы дипломатии перестали работать. Геополитическим конкурентам удается договориться лишь по каким-то частным вопросам. Однако на саммите в Нью-Дели работа над компромиссными формулировками велась всерьез. Вопрос приемлемого для всех языка – важная часть дипломатии. Этим начинают заниматься, когда нужно обязательно сохранить какую-то структуру (например, ту же «двадцатку»), когда для каждой из сторон есть выгода и когда есть понимание, что отдельно друг от друга этой выгоды не добиться. В какой-то мере так можно сказать и об общем геополитическом контексте: поиск общего языка затянулся, сопровождается жертвами и разрушениями. В конкретном месте и в конкретное время достичь же компромисса можно.

Президент Бразилии Лула да Силва считает, что украинским конфликтом лучше заниматься в рамках Генассамблеи ООН. В конце концов, и в итоговой декларации G20 есть отсылка к Уставу этой организации. Там, по словам бразильского лидера, можно попытаться усадить за стол переговоров Владимира Путина и Владимира Зеленского, потому что конфликт «никому не нравится». В свою очередь, советник президента США Джейк Салливан еще до саммита заявлял, что приглашение в Нью-Дели Зеленского было бы полезным для продвижения украинских идей урегулирования конфликта. Кажется, именно поэтому президента Украины на саммит и не звали, объясняя это той самой экономической тематической автономией. Присутствие Зеленского скорее всего сделало бы всех участников менее склонными к поиску компромиссов даже на уровне языка. А эти компромиссы, судя по всему, были важны, чтобы двигаться вперед. «Большая двадцатка», к слову, расширилась за счет Африканского союза. Как расширяться, если действующие члены организации не смогли бы прийти к согласию и даже принять общий документ?

Приглашение Зеленского или его представителя на такого рода саммит могло бы, наверное, случиться, если бы в деле мирного урегулирования конфликта уже наблюдались позитивные сдвиги. Их пока нет, о чем недавно заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, сохраняющий контакты как с Москвой, так и с Киевом. Любая организация заботится о своем имидже. У G20 нет механизмов разрешения конфликтов, подобных украинскому. Но стать площадкой для оформления уже готового компромисса или хотя бы для его продвижения «двадцатка», наверное, согласилась бы.


Читайте также


Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
3711
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2604
На саммите G20 самыми важными будут двусторонние встречи

На саммите G20 самыми важными будут двусторонние встречи

Данила Моисеев

Тема примирения России и Украины окажется в центре внимания "большой двадцатки"

0
2124
Рычаги влияния переходят от Запада к Востоку

Рычаги влияния переходят от Запада к Востоку

Сергей Правосудов

Разведка США прогнозирует усиление экономических позиций Китая, Индии и России

0
5850

Другие новости