0
9843
Газета От редакции Печатная версия

07.09.2023 20:07:00

Минкультуры из-за «Барби» и «Оппенгеймера» угодило в западню

В РФ опять звучат предложения о национализации кинопроката и принудительном лицензировании фильмов

Тэги: кино, киноиндустрия, государство, минкульт, кинопрокат, кинотеатры


кино, киноиндустрия, государство, минкульт, кинопрокат, кинотеатры Фото агентства городских новостей "Москва"

В отечественной киноиндустрии вновь разгорелась тема принудительного лицензирования голливудских фильмов. Повод, надо сказать, был достойным – посмотреть два хита минувшего лета, «Барби» и «Оппенгеймер», хотелось бы многим, будь то студентка или депутат Госдумы. Что говорить о российских прокатчиках, которые горестно подсчитывают убытки, глядя на мировые сборы фильмов, которые перевалили за 2 млрд долл. Отметим, что в афишах некоторых кинотеатров анонсы картин появились под странными названиями «Быстрые свидания» («Барби»), «Дубак» («Оппенгеймер»), но быстро исчезли.

Неожиданной оказалась дискуссия, которая развернулась вокруг инициативы вице-спикера Госдумы Владислава Даванкова, обратившегося к премьеру Михаилу Мишустину с предложением разрешить в РФ показ зарубежных фильмов без согласия правообладателей. «Пора воплотить идею, с которой Минюст выступил еще в прошлом декабре: показывать зарубежные фильмы по принудительной лицензии, а все отчисления отправлять авторам», – написал депутат. Он подкрепил свое сообщение статистикой: кассовые сборы, как и количество проданных билетов – по сравнению с допандемийными годами, – сильно упали (на 57 и 62%). Минкультуры, куда было перенаправлено обращение, вместе со ссылкой на несоответствие пиратства в кино (а принудительное лицензирование и есть легализация пиратства) законам РФ, вдруг увело содержательное русло в иное поле: дескать, «Барби» и «Оппенгеймер» противоречат духовно-нравственным ценностям РФ. То есть одобренный к госфинансированию фильм про группу «Руки вверх» («и целуй меня везде, я же взрослая уже») соответствует, а фильм о нравственном выборе создателя ядерной бомбы – нет. Тут возмутились даже коллеги-депутаты. Замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин написал: «Положениям из официального документа, на которые ссылается министерство, ни один из этих фильмов, на мой взгляд, не противоречит». Горелкин подчеркнул, что не поддерживает и принудительное лицензирование. Не поддерживают незаконный показ голливудских фильмов даже прокатчики: велики репутационные потери, ведь есть надежда, что ситуация с прокатом улучшится.

С точки зрения следования букве закона позицию министерства можно понять. Для выхода в кинотеатрах фильмы должны получать прокатное удостоверение: но сегодня копии нельзя достать даже нелегально, даже «серые» копии, которые раньше шли в режиме предсеансного обслуживания. Нельзя разрешить показывать то, чего нет. А вот запретить – можно, обвинив в несоответствии ценностям. Почти как в советском анекдоте про песню «Валенки». Зачем вам Барби? Смотрите «Чебурашку»! Но это – тупик: у министерства нет решения проблемы. Отрасль погибает без аншлаговых фильмов, отечественная индустрия пока не производит шедевры в нужных количествах, а ограничительные законы не пускают в кинотеатры и некоторые фильмы российских режиссеров.

Никто не спорит, «Чебурашка» – милый семейный фильм, долгожданный коммерческий прорыв нашего кинематографа. «Вызов» – другая знаковая для индустрии картина – прошла ровно, ажиотажа не вызвала. А вот «Свидетель», фильм о последних событиях в истории РФ, в прокате провалился. Вину за это списывают на кинопрокатчиков – дескать, сеансы ставят в неудобное время. И тут же раздаются голоса в пользу господдержки (национализации) проката. Пока это выглядит утопией, так как выйдет государству слишком дорого: чиновники, принимающие такие решения, понимают, что в условиях блокады Голливуда и тщательного отбора предложений на соответствие традиционным ценностям, государство будет спонсировать пустые кинотеатры. А зрители наладят параллельный прокат на своих компьютерах.


Читайте также


Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Наталия Григорьева

Документальный фильм рассказывает детективную историю Павла Филонова

0
4083
Роман Маякин получает "Право на лево"

Роман Маякин получает "Право на лево"

Наталия Григорьева

Герои комедии пытаются удержаться от измен

0
4953
Что нам необходимо: государственная идеология или духовно-нравственные ценности

Что нам необходимо: государственная идеология или духовно-нравственные ценности

Яков Пляйс

В поисках краеугольного камня

0
7192
"Пришелец" Максим Стоянов находит путь на родную планету

"Пришелец" Максим Стоянов находит путь на родную планету

Наталия Григорьева

Режиссер Иван Соснин смешивает научную фантастику с социальной драмой

0
7407

Другие новости