Фото Reuters
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал результаты опроса, посвященного динамике материального положения россиян, точнее, его восприятию. 20% опрошенных отмечают, что их положение за последние два-три месяца ухудшилось, 10% – что улучшилось, 69% не заметили изменений. Это относительно стабильная картина, она наблюдается весь 2023 год.
Одновременно опрос фиксирует заметный всплеск пессимизма. А именно: 16% респондентов сказали, что ждут ухудшения своего материального положения в ближайший год. В июле, когда ФОМ проводил такой же опрос, пессимистов оказалось только 10%. Одновременно за месяц с 42 до 36% сократилась доля тех, кто предвидел неизменность своего положения. Это самое сильное колебание в сторону неуверенности в завтрашнем дне за последние полтора года. Даже после введения санкций и на волне ухода с российского рынка иностранных компаний, когда эффективность реакции отечественной экономики сложно было оценить, ничего такого не фиксировалось.
Еще одна любопытная тенденция: из регулярных опросов ФОМ следует, что с мая 2022 года процент тех, кто в целом считает свое материальное положение хорошим, выше, чем процент недовольных. За все годы такого не наблюдалось никогда.
Последнее обстоятельство, как кажется, выбивается из привычной логики политико-экономических процессов. СВО, фактический развод с Западом и закрытие многих рынков, санкции – все это не могло упростить жизнь граждан. Одно дело – справиться с трудностями, не ощутить их эффекта, но другое – сразу заметить улучшение и продолжать его ощущать. Перелом в оценках можно объяснить чисто психологически. Возможно, в ситуации, когда государство призывает к сплочению, любое высказанное критическое суждение самими гражданами оценивается как несвоевременное оппонирование власти, и они просто переносят это чувство на разговор с социологами.
Если же принять это внезапное и уже длительное позитивное самоощущение за объективную картину, то выходит, что опрошенные ФОМ чувствуют себя интегрированными во вполне здоровую экономику. Тогда актуальной становится тема запроса к власти. Включается та же общая политико-экономическая логика: если люди чувствуют, что их положение улучшилось, они будут хотеть дальнейшего роста благосостояния.
Стоит отметить, что 56% опрошенных ФОМ считают свое материальное положение «средним». Выше говорилось о 20%, которые заметили ухудшение, и о 16%, которые не ждут ничего хорошего в ближайший год. Все это было бы вполне нормально при общей пессимистической тенденции. Тогда граждане как будто говорили бы, что понимают тяжелое положение страны, что готовы потерпеть, что средний уровень материального положения – не просто норма, а достижение. Однако после мая 2022 года настроения «ушли в плюс».
Запрос на улучшение жизни можно было бы ощутить в активизации внутренней политики. Начало сентября – время региональных кампаний, в них во многом и проступает реальная жизнь страны. Тема материального положения нормальна даже для актуального контекста, она лишь косвенно может затрагивать СВО, о которой по понятным причинам политики спорить не хотят.
Однако политическая кампания-2023 не получает мощной социально-экономической подпитки. Либо сами партии не решаются обострять даже такие темы. Либо сами социологические опросы срезают лишь верхний слой проблем и нуждаются в углублении. Даже вполне добросовестные и регулярные исследования ФОМ обнаруживают парадоксы, объяснить которые невозможно без уточняющих вопросов: почему вы не ждете ничего хорошего? Почему вам стало лучше в 2022 году? Каким должно быть ваше материальное положение? Без этих уточнений сложно заниматься и публичной политикой, и государственным управлением.