Фото Pixabay.com
Четверть века назад российский рубль стоил примерно 0,16 доллара, а сегодня – менее 1 цента. Торжественно выпущенная в 1998 году новая российская копейка была официально изъята из обращения уже через 14 лет. За это время лишились ценности и монеты в 1–2 рубля, поскольку на них невозможно купить даже спичек. На фоне быстрой потери реальной стоимости рубля наши власти начали выпуск более дешевых бумажных купюр вместо чеканки металлических монет в 5 и 10 рублей. Все перечисленные примеры – очевидные доказательства быстрой потери реальной стоимости российских денег, что стало уже свойством нашей национальной валюты.
Заметим, что процесс обесценения денег был известен еще в Древнем мире, где тогдашние правители снижали содержание золота или серебра в выпускаемых ими монетах. Или же уменьшали геометрические размеры вновь отчеканенных монет. Такое централизованное обесценение денег историки назвали «порчей монет». Испытывая проблемы с наполнением казны, власти самых разных государств в прошлые века выпускали монеты все с меньшим содержанием ценных металлов. Отголоски этого исторического процесса мы наблюдаем и сегодня – в России, Турции, Аргентине или Венесуэле.
Началась «порча монет» еще задолго до Рождества Христова. Так, римский динарий, который начали чеканить еще в III веке до нашей эры, почти полностью обесценился из-за уменьшения в нем доли чистого серебра. Правда, в отличие от современных российских монет полная потеря стоимости динария заняла не 14, а почти 400 лет.
Так же, как и 2,5 тысячи лет назад, современные правительства продолжают испытывать большие проблемы с наполнением государственной казны и прибегают все к тем же ухищрениям. Правда, введение бумажных, безналичных или цифровых денег сильно упростило для властей процесс «порчи монет». Теперь уже нет нужды переплавлять старые деньги с высоким содержанием золота и серебра ради чеканки большего количества «испорченных» монет. Сегодня достаточно включить денежный печатный станок или нарисовать новые триллионы на безналичных счетах.
Однако сегодня, как и в прошлые века, правители не очень гордятся тем, что вынуждены прибегать к «порче монет» или к эмиссии необеспеченных купюр. Разве что прятать бюджетные проблемы стало сложнее. Финансовые ведомства в современном мире должны регулярно отчитываться о поступлении доходов в казну и величине бюджетного дефицита. Скрывать тот факт, что страна зарабатывает меньше валюты или недополучает налоги, сегодня фактически уже невозможно. Тем не менее признавать разбалансировку бюджетной системы чиновникам так же трудно, как и четверть века назад. В 1998 году дефицит российского бюджета приближался к 10% ВВП. И к тому же РФ лишилась тогда значительной части экспортной валютной выручки для расчетов по долгам с внешними кредиторами. Тем не менее власти тогда уверяли, что не допустят дефолта и удержат курс рубля. Но девальвация и временный отказ от выполнения обязательств оказались неизбежными.
Нынешняя девальвация рубля также спасает нашу казну от растущих бюджетных проблем, что с большой неохотой признают чиновники. Неслучайно они напирают на временное сокращение доходов от экспорта и на растущий импорт. Перечисленные факторы действительно снижают предложение долларов и евро, а также увеличивают спрос на них, что и ведет к ослаблению рубля. Но фокус в том, что объем предложения долларов и евро на бирже регулируется властями фактически в ручном режиме. Ведь руководство Минфина и ЦБ последнее время не раз противилось введению обязательного возврата валютной выручки или других мер по ужесточению валютного контроля и сокращения оттока капитала из страны.