Фото REUTERS
Верховная рада отказалась рассматривать законопроект, предполагающий запрет Украинской православной церкви. Но это не значит, что УПЦ оставили в покое. Политики бьют по нелюбимой организации точечно. Начался очередной этап вытеснения монахов и верующих из Киево-Печерской лавры, а суд в Виннице осудил митрополита Ионафана (Елецких) на пять лет.
Чиновники требуют от УПЦ объявить поместным церквам о полном разрыве связей с Московским патриархатом. Но для церковной системы это экзистенциальный вызов. УПЦ не может провозгласить себя автокефальной без разрешения РПЦ, и не факт, что другие духовные центры признают «отпускную грамоту» Москвы. Вряд ли на легитимацию новой юрисдикции согласится Константинопольский патриархат, который уже создал своего сателлита – Православную церковь Украины (ПЦУ). УПЦ могут назвать еще более «неканоничной», чем сама эта церковь, считает ПЦУ.
Но выход из создавшего положения может быть найден. Председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря) комментировал указ президента Владимира Зеленского о переносе празднования Рождества и при этом сделал интересное замечание. Климент в контексте самозащиты УПЦ утверждал, что празднование по юлианскому календарю не следует связывать с русской традицией. Консервативный подход к календарю – кредо древнего Иерусалимского патриархата. По мнению Климента, календарный модернизм «пришел из Турции». Тем самым он намекает на тот центр силы в православном сообществе, который возглавляет Константинопольский патриархат. «Затрудняюсь ответить, почему депутаты решили, что для украинского народа традиции из Турции более близки, чем традиции из Иерусалима и Вифлеема», – сказал митрополит.
Любопытная фраза. Она позволяет предположить, что у УПЦ существует какой-то план, например попытка перейти под омофор Иерусалимского патриарха. Для опеки Иерусалима над Киевом есть исторические предпосылки. В 1620-е годы православная иерархия в Украине была воссоздана Иерусалимским патриархатом, который при военной поддержке казаков тайно рукоположил епископов. В то время Киевская митрополия оказалась в руках грекокатоликов вследствие Брестской унии. В XVII веке такое вмешательство объяснялось слабостью Константинополя, а сейчас может быть оправдано фактическим расколом православия. Конечно, за Иерусалимом роли верховного судии пока не признают, однако предпосылки к изменению ситуации существуют. Иерусалимский патриарх Феофил III в 2020 году созывал Всеправославное совещание по поводу Украины и тем самым бросил вызов Варфоломею с его претензиями на роль верховного арбитра в мировом православии.
РПЦ, если ей дорога Киевская митрополия и ее верующие, могла бы согласиться с томосом из Святого града. Связи у Москвы и Иерусалима очень тесные. Наряду с РПЦ Иерусалимский патриархат отстаивает консерватизм в православном сообществе – в противовес прогрессизму и активному экуменизму Константинополя.
При этом Иерусалим последовательно поддерживает УПЦ в соперничестве с ПЦУ. Недавно кампанию по изгнанию монахов из Киево-Печерской лавры осудил экзарх Пресвятого Гроба Господня на Кипре митрополит Тимофей Маргаритис. Он представляет Иерусалимский патриархат на острове, где местная церковь – на стороне Константинополя.
Повсеместное создание параллельных структур, разделяющих восточное христианство на консервативную и прогрессистскую части, может быть поддержано не только Москвой, но и Иерусалимом. К традиционалистской оси кроме Москвы и Иерусалима можно отнести Сербский, Грузинский, Антиохийский патриархаты и некоторые другие юрисдикции.