Фото агентства городских новостей "Москва"
Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму поправки об изменении порядка информирования международных организаций о военном положении и ЧП в России. Это связано с тем, что Россия прекратила участие в Совете Европы (СЕ). Если парламент поправки одобрит (в чем было бы странно сомневаться), РФ не станет информировать генсека СЕ о введении или отмене вышеназванных режимов.
Это можно назвать необходимым действием, связанным с уже принятым ранее решением, то есть законодательной рутиной. Однако новостные агентства подсветили это сообщение. Такая новость, особенно словосочетания «военное положение» и «чрезвычайное положение», способны вызвать у общественности беспокойство, даже тревогу.
То же самое касается и недавней новости о том, что Дума во время осенней сессии собирается принять в трех чтениях закон об уголовном наказании за уклонение от службы по мобилизации. Ожидается, что за самовольный уход из части или отказ явиться в военкомат по повестке гражданину будет грозить до пяти лет тюрьмы.
Эта информация заставила журналистов обратиться к депутатам с вопросом, не готовится ли новая мобилизация. Ее необходимость неоднократно отрицалась и законодателями, и на самом верху. Но ведь и необходимость частичной мобилизации, которая все-таки прошла осенью 2022 года, тоже отрицалась чуть ли не до последнего. Председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что «никакой новой мобилизацией и не пахнет». По его словам, проект закона был подготовлен еще прошлой осенью, но его слишком долго согласовывали с правительством.
Социологические компании не проводили прямых опросов на тему отношения граждан к частичной мобилизации. Тема чувствительная для власти, трогать ее скорее всего не решаются. Но косвенные данные можно было получить. Например, фонд «Общественное мнение» каждую неделю замеряет показатели тревожности в обществе. И самыми тревожными получились именно осенние месяцы 2022 года. Легко догадаться, по какой причине.
Даже в обществе, полностью поддерживающем любые действия властей, ни мобилизация, ни введение военного положения не могут быть популярными шагами. Люди привыкли жить мирной жизнью, они хотели бы, чтобы задачи спецоперации решали профессиональные военные. Потери близких во время СВО переживают все, вне зависимости от отношения к конфликту.
Если в информационное пространство вновь вбрасываются темы мобилизации или военного положения (пусть и объясняется это рабочей рутиной), общество вправе волноваться. Социологические исследования показывают, что уровень относительного спокойствия после осени восстановился. То есть социум, вероятно, воспринял частичную мобилизацию как вынужденную и одноразовую меру и не готовится к повторению. Если же государство снова пойдет на такой шаг, беспокойство может породить недоверие. А с таким обществом власть не привыкла работать.
Вполне вероятно, что именно планов по скорой новой мобилизации или введению особых режимов действительно нет. Но тогда информацию о новых законах можно интерпретировать как подготовку власти к различным сценариям. Это, с одной стороны, понятно: конфликт развивается не во всем и не вполне предсказуемо. Но, с другой стороны, это тоже едва ли повышает рейтинг власти. Она ведь убеждала граждан в том, что ситуация под контролем. Подготовка к разным сценариям как будто этому противоречит.
Немаловажная тема – президентские выборы 2024 года. Их никто не отменял. Участия Путина стоит ждать. Он, надо думать, рассчитывает победить с высоким показателем доверия. Любые, даже косвенные упоминания мобилизации или военного положения, вряд ли этому помогают.