Фото Reuters
Китайская дипломатия может расширить диапазон действий на Ближнем Востоке. До конца этого года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху должен нанести визит в Пекин. По ожиданиям издания South China Morning Post, повестка двусторонних переговоров может коснуться региональной проблемы, на монопольное решение которой претендует администрация Джозефа Байдена. Это тема установления официальных контактов между Израилем и Саудовской Аравией, которые давно имеют каналы обратной связи, но до сих пор ведут торг за полноформатное взаимодействие.
В этом году Пекин уже продемонстрировал способность оказывать оперативную поддержку в оформлении мирных сделок, переговоры по которым буксовали. В марте Китай принял у себя делегации Саудовской Аравии и Ирана для подписания исторического соглашения о возобновлении отношений между двумя странами. Эр-Рияд и Тегеран, конфликт которых формировал контуры некоторых альянсов на Ближнем Востоке, в течение почти двух лет вели консультации о взаимоприемлемых условиях договора. Диалог велся на разных площадках, включая Ирак и Оман, однако успешно завершился в Китае.
Саудо-израильская переговорная проблема выглядит многослойно. Ключевые стороны ведут торг уже не столько между собой, сколько с администрацией президента США. Вашингтон, как уверяют источники портала Axios, добивается убедительной дипломатической победы до конца этого года, потому что позже будет вынужден сфокусироваться на предвыборной кампании. Приближение дедлайна заметно смягчает позиции команды Байдена, которая становится более склонной к уступкам и авансам. Это прекрасно чувствует Нетаньяху, чье ожидающееся посещение КНР привлечет к себе пристальное внимание США.
У Вашингтона есть сложившаяся модель поведения с ближневосточными союзниками, проявляющими, по его оценкам, излишний интерес к контактам с Пекином. Это язык предупреждений. Несколько лет назад под давлением США израильское правительство было вынуждено сформировать специальную комиссию по надзору за иностранными инвестициями. Повод дали опасения американских профильных ведомств, что китайское финансирование слишком близко подобралось к элементам стратегической инфраструктуры Израиля. Отдельные сигналы «страна стартапов» получала по поводу защищенности ее сферы высоких технологий.
Так что поездка и возможная просьба со стороны Нетаньяху о медиаторстве не могут не быть восприняты США как вызов. Но это инерция восприятия. В июньской аналитике Института Ближнего Востока (MEI) отмечается, что США и Китай «имеют длинный список» общих интересов в этом регионе, среди которых – сохранение свободного потока энергоресурсов, борьба с джихадистскими группировками, защита и без того хрупкого режима нераспространения, а также содействие общей деэскалации. Сферы, в которых их интересы расходятся, связаны в основном с взаимными подозрениями двух стран по поводу долгосрочной стратегии, отмечают в MEI.
Меняющим фактором стала встреча в Джидде, которая дала понять, что идея тесных контактов Ближнего Востока с Китаем может отвечать запросу широкого круга стран, в том числе США. То, что этот раунд переговоров по Украине, в отличие от предыдущего, посетила делегация КНР, западные источники Reuters записали в заслугу саудовской дипломатии, нашедшей подход к Пекину благодаря сложившемуся уровню доверия.
Диверсификация посреднических каналов – это не всегда инструмент шантажа. Нередко это естественная попытка увеличить гибкость, которая вряд ли заслуживает языка предупреждений. Так что Нетаньяху предстоит проверить, насколько США готовы менять фокус восприятия.