Фото freepik.com
Фонд кино объявил результаты очередного конкурса среди компаний – лидеров отечественного кинопроизводства. Финансирование получат 11 фильмов, которые выйдут на экраны в ближайшие пару лет. Список победителей дает представление о том, какие герои сегодня нужны государству, ведь фонд, в отличие от Министерства культуры с его питчингами авторского, дебютного, документального и детского кино, финансирует так называемые фильмы для массовой аудитории.
Охватывая итоговый список, можно с сожалением отметить, что отборщики шли словно по минному полю, выбирая исключительно надежные проекты. Еще один «Холоп», еще один «Последний богатырь», еще один «Лед», постсоветские версии «Буратино» и «Бременских музыкантов» (отметим, что уже снимается «Волшебник Изумрудного города»), история блокадника и олимпийца по академической гребле Игоря Тюкалова, подвиг моряков-полярников, сражение других моряков с чудищем Кракеном, политический боевик о геополитической победе СССР на Кубе. Особняком стоит разве что байопик о группе «Руки вверх», чей главный хит со строчками «и целуй меня везде, 18 мне уже» не слишком вписывается в сегодняшний курс на нравственность.
Задача стоит кроме идеологической и финансовая: переплюнуть Голливуд (пока невыполнима технологически) и сохранить отрасль, то есть любым способом сделать кассу, привлечь зрителя. В итоге и продюсеры, и отборщики делают ставку на опробованную лошадку – на то, что проверено временем и рублем.
Современному человеку, современному обществу с его проблемами и чаяниями не место на большом экране, говорят нам продюсеры и отборщики. Тех и других можно понять: «сегодня» оказалось слишком сложно и слишком опасно для кассового кино. Шаг влево от «патриотической линии» или хотя бы чуть больший объем взгляда на важные события недопустим. А среди картин, посвященных присоединению Крыма, грузинско-осетинскому конфликту, событиям в Донбассе, нет ни одной, чьи сборы существенно превысили бюджет. Неталантливо снято или зритель в своей массе все же считает, что не все однозначно?..
В сухом остатке – сказка как основа русской идентичности, где формируется образ русского героя-богатыря, а также в разной форме обращение к эстетическим и идеологическим основам советского времени, будь то герои вымышленные или реальные. В разные эпохи культурный герой разный: он верит в Бога или опирается на разум, делает деньги или жертвует принципами во имя общества, обладает высоким интеллектом или недюжинной силой, он рвется на свободу или его цель – перевыполнить план пятилетки… Каков герой нашего времени?.. Ненастоящий: помесь сказочного персонажа (не дурака, но отчаянного) с человеком, совершающим подвиг, поступок, превозмогающий человеческие возможности.
Для контраста можно вспомнить фильм восьмилетней давности, в котором банкир, к 30 годам не обзавевшийся семьей, прожигающий жизнь вне офиса в ночных клубах, употребляющий наркотики и отчаянно матерящийся, мог быть положительным героем (Духless, 2011, снят при поддержке Министерства культуры и Фонда кино). От того момента наше кино, ориентируясь на настойчивый запрос государства, пришло к позиции, что подобная личность исключительно аморальна и должна подвергнуться коллективному перевоспитанию («Холоп», 2019). Символично, что в новой версии персонаж Милоша Биковича будет помогать стать лучше Кате, дочке чиновницы, чьи мысли и поступки далеки от совершенства. Сюжет не менее близкий к реальности, чем киносражение с вымышленным Кракеном, которого настоящие русские моряки, конечно, одолеют. Еще совсем недавно (фильм Андрея Звягинцева снимался при поддержке Министерства культуры и Фонда кино) настоящие русские пытались сражаться с Левиафаном и – увы – проигрывали. Может быть, поэтому сегодня и завтра российский зритель пребывает в плену у сказки.