Фото freepik.com
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал результаты опроса, посвященного доверию к источникам информации. Сенсации в том, что самым популярным источником остается телевидение, нет. Ему доверяют 40% опрошенных. 55% чаще всего именно из ТВ узнают новости и другую значимую информацию, 50% исключают возможность отказаться от телевидения.
При этом динамика опросов за последние 13 лет показывает, что популярность ТВ постепенно снижалась, а популярность сетевых источников росла. Для сравнения: в 2010 году телевидению доверяли 63% респондентов ФОМ. Новостным сайтам в интернете тогда доверяли 15% опрошенных, сейчас – 24%. Доверие к информации из блогов и соцсетей за эти годы выросло с 4% до 17%. Сама востребованность ТВ как источника информации за 13 лет снизилась с 87% до 55%, а востребованность новостных сайтов и блогов выросла в три и семь раз соответственно.
В России сформировалось специфическое «общество телевидения». ТВ-потребление по определению относительно пассивно, то есть не предполагает поиска и сравнения информационных сообщений. Человек просто выбирает канал, которому доверяет, и после этого получает информацию в привычной и понятной дискурсивной обертке. В развитых демократиях важна функция выбора: на телевидении есть конкуренция интерпретаций, отражающая борьбу взглядов в политике. Пассивному потреблению предшествует решение – какую из интерпретаций выбрать, а какую отвергнуть.
Российская особенность последних десятилетий – в том, что именно на ТВ такого столкновения интерпретаций нет. Каналы рисуют примерно похожие новостные картины. Сейчас, в реалиях СВО и закрученных внутриполитических гаек, представить себе другую информационную реальность на телевидении почти невозможно. В XXI веке в России сложилось мнение, что «обществу телевидения», то есть пассивному потреблению государственно-ориентированной новостной повестки, а порой и просто пропаганды, противостоит некое «общество интернета». Оно предположительно более критично к тому, что сообщает власть, а часто и просто оппозиционно. Его потребление информации активно. Человек, принадлежащий к «обществу интернета», привык искать новости, сравнивать интерпретации, читать комментарии, вступать в споры, сопоставлять свою точку зрения с альтернативной.
Во многом такая оценка и разделение поверхностны. Пользователи интернета нередко поддерживают и воспроизводят дискурс власти, они просто чаще сталкиваются с альтернативной точкой зрения в первоначальном (а не искаженном и пересказанном) виде и вынуждены с ней как-то взаимодействовать, реагировать на нее. Одновременно даже в годы, когда больше 80% опрошенных ФОМ смотрели телевизор, доверяли информации ТВ 50–60% респондентов. Другими словами, нельзя сказать, что «общество телевидения» некритично к тому, что ему пытаются «продать».
Опрос ФОМ показывает, что ТВ – по-прежнему эффективный инструмент для формирования политической повестки и управления ею. Это значит, что для власти критически важно его контролировать. Вместе с тем смена поколений ведет к смене информационно-потребительских привычек. Граждане могут в целом поддерживать нарратив власти. Но они все чаще ищут информацию, а не пассивно ее потребляют. Поиск автоматически предполагает выбор и критику.
Власть может реагировать на это по-разному. Например, воплощать в жизнь давнее стремление некоторых влиятельных групп и все больше контролировать интернет, блокировать сайты и соцсети. Если же этого не делать, то свой нарратив власть должна выстраивать более сложно, упаковывать более тщательно и даже лояльной аудитории подавать иначе, учитывая меняющиеся привычки социума.