На фото Архиерейское совещание 19 июля 2023 года. Фото свящ. Игорь Палкин\patriarchia.ru
Архиерейское совещание в Троице-Сергиевой лавре 19 июля прошло в трудных политических условиях и в контексте двусмысленных исторических параллелей. Прежде всего зафиксирована невозможность организовать полноценный собор епископов, которого ждали пять лет.
Последний на настоящий момент Архиерейский собор состоялся в 2017 году, причем в символически значимое время – в ноябре. Он был приурочен к 100-летию Поместного собора, от которого ожидали мощного церковного возрождения. 1917–1918 годах было восстановлено патриаршество, но вскоре начался разгром церкви, а через несколько десятилетий произошло унизительное подчинение недружелюбному к вере государству.
Вот и в прошедшие после последнего современного собора годы случилось символическое укрепление РПЦ, когда к ней присоединился последний осколок эмиграции – Западноевропейская архиепископия. Тогда патриарх Кирилл даже объявил о том, что Гражданская война наконец-то завершилась, историческая рана затянулась. Но потом современность внесла такое смятение в политическую, общественную и церковную жизнь, что эта с трудом склеенная цепь времен распалась в мгновение ока. Представители бывшей парижской эмиграции в Троице-Сергиеву лавру не добрались, как и еще многие епископы из недружественных стран.
Тень исторических ассоциаций пала и на нынешнее совещание. Нехорошие ассоциации попытались перебить, приурочив мероприятие к годовщине Сергия Радонежского, то есть придавая собранию в ограниченном составе видимость духоподъемной прелюдии к чаемому торжеству русского государства и русского духа. Однако повестка совещания показывает, что в реальности тревожные ощущения доминируют над отчаянной возгонкой оптимизма.
Участники совещания в разном контексте обратились к опыту России после 1917 года. Одним из содержательных мотивов итогового постановления стало наименование киевской власти «наследницей большевиков-богоборцев» из-за преследований Украинской православной церкви (УПЦ). Патриарх Кирилл в своем докладе дал оценку мятежу 24 июня, хотя он прямо не называет ни Пригожина, ни вагнеровцев. «В конце июня мы были свидетелями того, как обиды и личные амбиции едва не привели к вооруженному противостоянию внутри России. В эти дни многие из нас вспомнили о событиях вековой давности, когда во время Первой мировой войны в нашей стране была спровоцирована внутренняя рознь», – сказал патриарх. Вероятно, держа в уме пороки дореволюционной жизни, глава РПЦ посоветовал священнослужителям отказаться от «раздражающей роскоши», «византийской напыщенности» и «грубого администрирования». В случае несправедливости он предлагает обращаться за заступничеством в церковь, а не в ЧВК.
Происходящее в последнее время с нашей страной патриарх в своем докладе описал как заговор неких внешних сил, которые пытаются разобщить единоверные народы. Кирилл продолжает считать себя духовным лидером в том числе украинцев, и он не готов полностью порвать с греческим миром, хотя еще одним основным документом совещания стало суждение об «искажении православного учения» в Константинопольском патриархате. При этом РПЦ не обвиняет греков в ереси и не называет окончательно раскольниками тех в УПЦ, кто отказывается поминать патриарха Кирилла за богослужением.
В основе православного мировоззрения лежит представление о посреднической роли духовенства в отношениях человека и Бога. Так что, можно сказать, Архиерейское совещание в Троице-Сергиевой лавре «огласило» сакральный смысл происходящего в стране и мире для тех, кто готов принять такую миссию РПЦ. Конечно, этот глас прозвучал вполсилы, не так, как могло бы быть на представительном соборе. Впрочем, даже и этот факт можно трактовать в контексте упомянутого стечения символов и исторических параллелей.