Фото Reuters
Очередная украинская атака на Крымский мост вызвала вполне понятное раздражение в российских властных структурах и желание ряда политиков быстро отомстить. Поскольку вариантов для мщения Киеву у Москвы остается мало, некоторые обратили внимание на еще действующие, несмотря на кровопролитные бои на линии соприкосновения в более чем 1000 км, российско-украинские договоренности. Речь, например, про соглашение о транзите российского газа в Европу через территорию Украины. Этот документ был заключен в 2019 году во многом по настоянию европейских политиков, и прежде всего бывшего канцлера ФРГ Ангелы Меркель, для которой он был одним из главных условий вступления в силу договора о «Северном потоке – 2» и начале прокачки по нему российского газа. Транзитный договор истекает в 2024 году, но может быть пролонгирован еще на 10 лет. «Газпром», топливо которого поставляется по этому газопроводу, еще в 2019 году намеревался перейти на краткосрочные аукционы, то есть заниматься краткосрочным бронированием мощностей, исходя из фактической динамики поставок, например, на месяц или даже на сутки вперед. Да и сам Киев стремился к выстраиванию отношений с «Газпромом» по европейской модели.
Однако теперь на повестке дня полное прекращение украинского транзита – по геополитическим и военным мотивам. Сами украинцы в связи с началом боевых действий такого варианта не исключали даже ценой отказа от поступающих им транзитных платежей (по некоторым данным, около 2,9 млрд долл. в год). Действующий контракт предусматривает транзит 40 млрд куб. м газа ежегодно в 2021–2024 годах. В 2020 году транзит составлял 65 млрд куб. м в год. Договор предусматривает использование принципа «качай или плати», когда плата за транзит взимается независимо от объемов, исходя из забронированных мощностей, даже если фактическая прокачка будет меньше.
С учетом стремления некоторых российских политиков к возмездию при помощи закручивания газового вентиля правильно будет задаться вопросом: а насколько такое сотрудничество с Украиной нужно России?
Немецкий интернет-портал finanzmarktwelt подсчитал, что в случае прекращения транзита российского газа через территорию Украины потери понесут как Россия, так и Украина и Европа. Ущерб России с учетом актуальных цен на газ составит от 4 до 5 млрд долл. в год. Европе придется искать замену выпадающим 15 млрд куб. м газа. Сейчас это невосполнимая потеря, поскольку заместить такой объем попросту нечем. Как отмечает в связи с этим эксперт бельгийского университета в Люттихе Дамиен Эрнст, «это будет шок». По его расчетам, заместить трубопроводный газ сжиженным пока невозможно. В данный момент Европа покупает около 50 млрд куб. м российского газа. Часть его идет через Украину, а часть поставляется через Турцию.
Однако есть важная тонкость. Главные потребители этого российского газа – Сербия, Австрия, Словакия и Венгрия. Политические последствия завинчивания Москвой газового вентиля для этих стран вполне предсказуемы. Прекращение поставок способно привести к смещению действующих в них правительств. Особенно болезненным для российской внешней политики будут политические перемены в Сербии и Венгрии. Последняя остается единственной страной в ЕС, которая пытается сдерживать жесткую политику руководства этой организации и идет на широкую промышленную кооперацию с Россией. Сербия же на сегодня – единственная европейская страна, которая отказалась вводить санкции против РФ. Другими словами, оба этих государства пока остаются для Москвы «окном в Европу», закрывать которое из желания отомстить Украине было бы делом рискованным и не пошло бы на пользу России.