0
8093
Газета От редакции Печатная версия

16.07.2023 17:52:00

Качания образовательной вертикали

Прежде чем управлять наукой и средней школой, нужно зафиксировать объект управления

Тэги: высшее образование, наука, кадровый резерв, защита проектов, дипломы, академическая наука, реформа, образовательная вертикаль


высшее образование, наука, кадровый резерв, защита проектов, дипломы, академическая наука, реформа, образовательная вертикаль Иллюстрация Pixabay

Новость, которая, что называется, зацепила очень многих людей в научном сообществе России. В Координационном центре правительства РФ прошла защита проектов участников программы развития кадрового резерва в области науки, технологий и высшего образования. Дипломы получили 84 управленца из 27 регионов РФ. За девять месяцев они прошли восемь образовательных модулей.

По иронии, дипломы вручал один из инициаторов провальной реформы академической науки, помощник президента РФ Андрей Фурсенко. Впрочем, ирония быстро испаряется. Первый выводок научных менеджеров прослушал 500 (sic!) часов лекций, тренингов, семинаров и мастер-классов…

Новым научным менеджерам не позавидуешь. Объект их управляющего воздействия сегодня находится, мягко говоря, не в лучшем состоянии. По оценкам академика Роберта Нигматулина, с 1990 года численность научных работников в стране сократилась в три раза и продолжает сокращаться. Что, впрочем, неудивительно: только 12,9% выпускников аспирантуры в 2022 году окончили ее с защитой диссертации (данные Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ).

Но в нашем случае надо говорить не только о сфере научных исследований, а обо всей образовательной вертикали: от начальной школы до научной аспирантуры. С этой точки зрения выпуск первой группы менеджеров – специалистов по управлению наукой и образованием в стране, которая находится на 41-м месте в мире по доле затрат на науку в ВВП, ­хоть и выглядит экзотично, все же может оказаться полезным. Особенно на фоне инициатив и заявлений уже действующих их коллег.

Например, министр образования в правительстве Новосибирской области Сергей Федорчук на встрече с молодежью недавно разоткровенничался: «В школе должно быть два предмета главных: русский и математика. А остальные вообще не нужны». Возможно, здесь-то как раз и пригодятся обсуждения, которые дипломированные научные менеджеры вели на модуле цифровой трансформации в высшем образовании или погружаясь в «многопрофильность домена «Наука».

Не менее экзотическое предложение, как сообщает ТАСС, внес вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. Депутат написал письмо на имя заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Чернышенко с предложением ввести в России государственную программу «Выпускной кешбэк» для тех, кто успешно сдал ОГЭ и ЕГЭ – до 30 тыс. руб.

Кстати, принято решение расширить критерии оценки работы губернаторов, которые теперь будут включать показатели доступности и безопасности образовательных учреждений. Соответствующее постановление подписал Михаил Мишустин.

В это время Минпросвещения готовит проект федерального образовательного стандарта по подготовке специалистов (учителей-предметников с 5-го по 9-й класс) из числа студентов средних специальных учебных заведений, сообщает глава министерства Сергей Кравцов.

То же Минпросвещения предлагает переименовать школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в «Основы безопасности и защиты Родины».

При этом комитет Госдумы по науке и высшему образованию совместно с думским комитетом по просвещению и комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре подготовили проект закона о дополнительных мерах по сохранению ценностей российской системы образования...

Складывается впечатление, что менеджеры, формирующие государственную научно-образовательную политику, могут просто запутаться в разнонаправленных требованиях. И это очень опасная ситуация. 


Читайте также


"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2624
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
7836
Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Нужен ли нам суверенный рейтинг университетов БРИКС

Дмитрий Кочетков

О результатах деятельности вуза следует судить исключительно по тому, насколько хорошо он выполняет свою миссию

0
11608
Киргизы вместо России поедут в Турцию

Киргизы вместо России поедут в Турцию

Виктория Панфилова

Анкара обещает помочь мигрантам интегрироваться в новое общество

0
4003

Другие новости