Фото агентства городских новостей "Москва"
Почти каждый день появляются инициативы по наведению порядка в миграционной сфере. Чтобы разобраться и с массовым въездом иностранных граждан в Россию, и с быстрым превращением приезжих в граждан РФ, и с их анклавизацией в ряде российских городов, и, конечно, с пресловутой «диаспоризацией», или этнической приватизацией, отдельных отраслей хозяйственной деятельности.
Стоит отметить, например, идею от президентского Совета по правам человека начать борьбу с анклавами. Или инициативу «Справедливой России – За правду» о сокращении категорий приезжих с доступом к льготным условиям легализации в РФ, включая получение паспорта. Есть и проект депутата Госдумы от КПРФ из Самары Михаила Матвеева, отреагировавшего на убийство мигрантом местной уроженки требованием расширить перечень уголовных статей, за которые лишают приобретенного гражданства.
Но как-то совсем не видно позиции госорганов, за исключением той статистики, которую как-то очень своевременно оглашают МВД или Следственный комитет. Например, о четкой корреляции роста численности приезжих с данными об увеличении среди них числа новых россиян. Или, положим, о том, что в 2022 году число совершенных приезжими тяжких и особо тяжких преступлений увеличилось с 11 тыс. до почти 15 тыс., или на 37%, а среди них убийств – на 18%. В общем, случай в Электростали, когда пресловутый «шариатский патруль» срезал с головы прохожего не по обычаю покрашенные волосы, в эту статистику укладывается.
Рискнем предположить, что молчание чиновников означает не их согласие с таким положением дел и даже не растерянность, а, наоборот, глубокую занятость именно работой по комплексному разрешению сложившейся ситуации. Это предположение будет верным хотя бы потому, что как раз к 1 июля президент РФ поручил властям подготовить нужные решения. Указание Владимира Путина о необходимости совершенствовать миграционную политику прозвучало на коллегии МВД еще 20 марта. В середине мая на заседании президентского Совета по межнациональным отношениям он этот срок – до 1 июля – подтвердил.
Судя по всему, межведомственная рабочая группа пока с поручением не справилась или по крайней мере не оглашает найденные прорывные решения поставленной Путиным сложной задачи: «Важно, чтобы и правоохранительная составляющая, и экономическая стыковались друг с другом». Похоже, что это труднопреодолимое препятствие, а весь публичный шум следует отнести к внешним проявлениям этих внутривластных дискуссий. Когда вроде бы и есть понимание, что баланс главных интересов должен быть подвижным, но нет согласия на тот счет, в каком диапазоне и на какой момент.
Можно было бы заметить, что, конечно, экономические соображения должны быть в приоритете. Но при условии, что экономика страны интенсивно и реально развивается во все стороны. То есть постоянное расширение любых бизнесов поглощает приезжих, как, скажем, было в Германии в 50–60-х годах прошлого века с турецкими гастарбайтерами, а не замещает мигрантами коренное население. Если же в стране дела обстоят наоборот по объективным или субъективным на то причинам, тогда, наверное, приоритет действительно надо бы отдать безопасности. Но для этого можно и не выстраивать законодательные и правоохранительные пирамиды, а просто ввести визовый въезд с государствами – миграционными донорами.
Если и это сейчас невозможно опять же по экономическим соображениям – для сохранения серых импортных схем, тогда анализ миграционной политики и вовсе уходит на задний план. Потому что в этом случае все-таки, видимо, нужно переходить к изучению иного уровня госуправления. И, по словам классика политической сатиры, «может, что-то в консерватории поправить?»