Фото агентства городских новостей "Москва"
Министр культуры Ольга Любимова, 5 июля встречавшаяся с президентом Владимиром Путиным, докладывала о последних успехах отрасли и уделила немало внимания присоединенным к РФ в 2022 году территориям. Судя по разговору, хотя военные действия продолжаются, перед Москвой стоит задача вовлечь новые регионы в единое культурное пространство России. Речь не столько об агитбригадах или о разовых акциях, сколько о регулярной работе культурных институций.
Путин подчеркнул, что необходимо «восстанавливать саму материальную базу… сами учреждения». Любимова ответила, что в ближайших планах – запустить 14 библиотек, 15 театральных учреждений, 11 музеев, 10 виртуальных залов и 40 домов культуры. Министр сделала акцент на кино, отметив, что ее задача – нарастить сеть кинотеатров (в Донбассе было 2 кинотеатра, сейчас уже 21).
Добавим, что Санкт-Петербургский театральный институт набирает в этом году целевой курс специалистов для Мариупольского драмтеатра. В рамках акции «Общая сцена» в театры новых регионов отправились костюмы, реквизит, бутафории, оборудование. В первом этапе приняли участие 14 федеральных театров, но в будущем в акции примут участие все регионы РФ.
Представители новых регионов тоже горят желанием внести свой вклад в развитие культуры страны. Так, на заседании нового созыва общественного совета при комитете по культуре Госдумы на тему «Кадровый потенциал отечественной культуры – проблемы, задачи, решения» выступила поэтесса и зампредседателя Общественной палаты ДНР Анна Ревякина, представившая увесистый том антологии донбасской поэзии «Великий блокпост» и предложившая изучать его в школах на занятиях «Разговоры о важном». При этом в ее выступлении прозвучала любопытная мысль о том, что Z-поэты (с оговоркой, что это плохой термин) сегодня маргинализируются и профессиональным сообществом (не получают премии на конкурсах), и обществом в целом (поэту практически невозможно выйти к народу). За эту мысль зацепилась следующая участница круглого стола актриса и режиссер Полина Агуреева, автор спектакля «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова. «Человек, ищущий смысл, – сегодня маргинал», – сказала она, посетовав, что билеты на ее спектакль не продаются, так как внимание общества захвачено миром продюсеров, направленных на развлекательный или популярный контент. «Надо смысл сделать нормой», – резюмировала Агуреева. Мысли эти могли бы повиснуть в воздухе, если бы не резюме председателя комитета Елены Ямпольской: стоит подумать о том, как нынешней продюсерской системе противопоставить государственную культурную политику «продюсерства».
Сейчас государство выделяет миллиарды на создание патриотического контента: сейчас, в частности, идет кампания по специальному конкурсу Президентского фонда культурных инициатив «о героях, традициях, ценностях и единстве нашей страны», и это – не единственный способ поддержки патриотического продукта. Пока что – только продукта. Теперь его создатели, судя по словам Агуреевой, призывают государство создать механизм продвижения. Между тем он на самом деле существует – менеджерский механизм в РФ, по крайней мере на федеральном уровне, работает. Та же министр культуры регулярно отчитывается о рекордных посещениях театров, выставок и т.д. Да, не вся их продукция исключительно идеологического характера. Но мы привыкли жить в парадигме, что зритель голосует рублем. И попытки принуждать его покупать билеты только потому, что спектакль или выставка идеологически выверены, – напрасны. Объявить же «мистерам Твистерам» от продюсирования войну – тоже не совсем целесообразно, ведь эта система методично выстраивалась последние пару десятилетий.