Фото Reuters
Председатель правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и губернатор Тульской области Алексей Дюмин недавно подписали соглашение о сотрудничестве при реализации инвестиционного проекта в области малотоннажного производства сжиженного природного газа (СПГ) на территории Тульской области. Речь идет о строительстве малотоннажного СПГ-завода мощностью 126 тыс. т в год на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Узловая». Проект станет самым крупным СПГ-заводом в Центральном федеральном округе РФ и обеспечит поставки сжиженного природного газа в качестве моторного топлива через сеть КриоАЗС и для нужд автономной газификации.
В данном проекте привлекают внимание преимущества использования СПГ для повышения уровня энергообеспечения именно российских регионов. В России с 2009 года существует программа газификации страны, и она должна распространяться на 69 регионов. В 2020 году ПАО «Газпром» и 67 регионов страны подписали программы развития газоснабжения и газификации российских регионов с 2021 по 2025 год. За пять лет предполагается построить около 24,4 тыс. км газопроводов и подвести газ к 3632 населенным пунктам. При этом более 80% новых газопроводов будет проведено в сельской местности.
Решением проблем газификации и догазификации, которая представляет собой важную социальную задачу, поскольку охватывает участки, негазифицированные по разным причинам – а скорее всего по причине бедности домовладения, – занимается компания «Газпром газификация». Она получила статус единого оператора газификации. Одной из приоритетных остается задача по догазификации. Но, как видно из статистики, и прежде всего из данных, приведенных в программах и договорах, достигнутый уровень газификации оставляет желать лучшего.
Несколько лет назад глава российского газового монополиста Алексей Миллер обещал президенту Владимиру Путину, что к концу 2025 года фактически в 35 регионах Российской Федерации будет достигнута 100-процентная газификация. А к 2030 году такой результат планировался в целом по стране. Но такие цели перед ПАО «Газпром» ставились еще почти два десятилетия назад. Тогда Дмитрий Медведев, занимавший пост первого вице-премьера РФ и председателя совета директоров «Газпрома», отмечал, что уровень газификации страны оставляет желать лучшего, несмотря на то что Россия является крупнейшей газовой державой.
Вопрос, почему процесс идет так медленно, связан с попытками реализации планов руководителей газового гиганта по превращению его в энергохолдинг мирового масштаба. Все эти планы вынашивались практически до 2022 года, до начала СВО. Резкое обострение международной обстановки практически отрезало от газпромовского энергоснабжения страны ЕС, которые предпочли искать независимые источники газоснабжения. Диверсия на газопроводах «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» и неопределенность с будущими поставками газа через Украину, а также уход из страны по политическим причинам многих западных партнеров привели к тому, что в России началось падение добычи газа.
В этих условиях логическим следствием складывающейся ситуации наряду с диверсификацией экспорта должен стать перенос центра тяжести в деятельности газовой стратегии на устойчивое снабжение энергоресурсами внутреннего рынка и обеспечение роста внутреннего потребления за счет низких цен. Понятно, что газификация с точки зрения удовлетворения потребностей населения не позволит реализовать весь высвобождаемый в результате обострения международной обстановки газ. Но дополнительные поставки газа понадобятся для развития новых потребителей газа в таких сферах, как газохимия и электроэнергетика.