На фото встреча Президента России с главами африканских стран. Фото Reuters
Президент РФ Владимир Путин выслушал в Санкт-Петербурге предложения делегации семи африканских стран по мирному разрешению конфликта между Россией и Украиной. Гости из Африки заявили, что конфликт бьет по их континенту, прежде всего – экономически. Они призвали к двусторонней деэскалации, соблюдению принципа суверенности стран в соответствии с Уставом ООН, гарантиям безопасности для всех государств, освобождению военнопленных, постконфликтному восстановлению. Другими словами, и Москва, и Киев должны единовременно начать движение к миру, поставить перед собой такую цель.
На это глава Российского государства ответил, что РФ признала независимость Донецкой и Луганской народных республик в соответствии с Уставом ООН. В том, что Африка не получает достаточно зерна, по словам Владимира Путина, виноваты «неоколониальные европейские, а по сути, американские власти». Москва же, как заявил президент РФ, всегда выступала за переговоры, украинская делегация в Турции весной прошлого года одобрила проект соглашений о гарантиях безопасности, но потом киевские власти «выбросили все на свалку истории» и даже на уровне декрета отказались от дальнейшего диалога.
По большому счету, Владимир Путин тезисно повторил то, о чем уже говорил неоднократно, просто в этот раз у него были другие собеседники, его мысль транслировалась международной аудитории. Что касается африканской делегации, то она не выдвинула мирного плана как такового. Скорее были озвучены озабоченности стран континента, прозвучали декларации о приверженности миру. Москва и Киев совершенно по-разному смотрят на причины и сценарии конфликта. Риторика тех, кто еще весной 2022 года мог сесть (и садился) за стол переговоров, ужесточилась. И непонятно, как Африка могла бы помочь сторонам найти хоть какие-то точки соприкосновения.
Тем не менее участие африканских стран в процессе возможного мирного урегулирования приветствуется. Их предложения, пусть и становящиеся прологом к выступлению Владимира Путина, все же публикуются на официальном сайте Кремля. Москва приветствует и другие мирные инициативы, например ватиканскую, о чем заявил МИД РФ.
Сейчас стороны конфликта, судя по всему, полагают, что могут добиться для себя преимущества «на земле», и за стол переговоров не торопятся. Однако, несмотря на предельно жесткие заявления, может наступить момент или этап, когда ни у кого не будет получаться решить свои задачи, продвинуться дальше. Это ситуация, когда ресурсы будут расходоваться на поддержание статус-кво. Именно тогда сторонам может понадобиться посредник для переговоров. Не потому, что у этого посредника есть хороший план, а потому, что процесс нужно правильно оформить, подать мировому сообществу.
Для России африканские государства, даже если им нечего предложить конкретно, могут считаться хорошими посредниками. Еще 8–9 лет назад в этой роли могли выступить Германия и Франция. Сейчас это сложно себе представить: Россия считает, что европейские столицы несамостоятельны в своих решениях и ангажированы, их следует считать стороной конфликта. Африка же стоит в стороне и в то же время, разумеется, заинтересована в прекращении боевых действий. Турция, Китай, Бразилия – другие допустимые варианты.
Эти варианты удобны для Москвы, потому что отвечают той картине мира, которую она рисует. А именно: переход к многополярному миру, обнаружение новых точек силы и притяжения, внимание к нуждам и интересам региональных держав. Поэтому российские власти будут подчеркнуто и с уважением слушать предложения Африки и игнорировать любые попытки западных стран урегулировать конфликт. Время Запада, по мнению Москвы, вышло, сейчас он может помочь только тем, что перестанет поставлять Киеву оружие.