Фото агентства городских новостей "Москва"
В Госдуме на днях состоялся круглый стол «Деятели культуры в поддержку защитников Отечества», который провели депутаты фракции «Справедливая Россия – За правду». Заявления выступавших в основном находились в русле, которое разрабатывает партия: культурой в стране управляют бездуховные люди, прокуратура допускает, чтобы в России демонстрировали фильм Ларса фон Триера, «где снят половой акт» (об этом говорил депутат Николай Бурляев), а артисты, у которых, «как у Брежнева, вся грудь в наградах», отвернулись от России.
Прозвучал упрек в сторону Министерства культуры и Фонда кино – где фильмы, посвященные специальной военной операции? «Когда началась Великая Отечественная война, через четыре месяца появилось 10 военных кинодрам, – сообщил Бурляев. – Все о победе, о героях. Где эти фильмы сейчас? Почему отстаете-то в Минкультуры и Фонде кино?»
Отмечая раскол в обществе, в том числе среди деятелей культуры, депутаты констатировали, что среди артистов нет сильного желания ехать на фронт. Сталин отправлял на передовую лучших, говорил Бурляев, цитируя воспоминания Лидии Руслановой, участницы фронтовых бригад. Первый заместитель руководителя фракции Олег Нилов говорил о необходимости «увеличить объемы и повысить качество поддержки сегодняшних героев деятелями культуры».
Наконец, прозвучала реплика главы фракции Сергея Миронова, который анонсировал подготовку поправок в закон о культуре – партия представит их на обсуждение осенью. Поправки, по мнению их инициаторов, должны создать ситуацию, в которой произведения искусства, финансируемые государством, проходили бы проверку на соответствие «духовно-нравственным скрепам нашей истории и нашего народа».
Депутаты предлагают пойти по скользкому пути – при выделении денег во главу угла ставить не талант артиста, а его верность приоритетам, обозначенным властью здесь и сейчас. Выступал перед солдатами – субсидия, был близко к передовой – грант. Видимо, предполагается, что проверенный художник не подложит обществу свинью в виде полового акта в фильме.
Такой подход не нов, и он зачастую открывает лазейку к бюджетам для тех, кто чувствует конъюнктуру. Для тех, кому главное – выдать результат, отвечающий запросам чиновников, а идея, качество ее реализации или даже потребности зрителей при этом оказываются второстепенными. Прецеденты уже были и при нынешнем законодательстве. Например, фильм «Крымский мост. Сделано с любовью» не окупил свой бюджет и провалился в прокате. Фильм «Олимпиус инферно» о грузинских событиях 2008 года быстро перевели в телеформат. Не получили успешного проката картины о событиях 2014 года «Донбасс. Окраина» и «Солнцепек» («Луганская резня бензопилой», – сказал о нем депутат Захар Прилепин.)
Депутаты, указывая на спецоперацию, регулярно требуют от «творцов» давать обществу новых героев и показывать «правду». Но кто возьмет на себя ответственность и скажет – кто герой сегодня? Может ли им, к примеру, стать боец ЧВК «Вагнер», отправившийся на фронт из колонии, куда попал после осуждения по тяжкой статье, или это будет воспринято как дискредитация? Осмелится ли кто-нибудь искать правду или каждый новый фильм, спектакль, картина будут создаваться на основе выпусков новостей государственных каналов? Призывая художника к действию, надо понимать, что в руках талантливого артиста острая тема может быть опаснее его молчания.
Безусловно, искусство должно говорить о военном конфликте. Но в нынешних условиях за попытку отображения реальности создателю может грозить тюремный срок. Даже если сейчас ответственный чиновник одобрит задумку, например, фильма, непонятно – не изменит ли власть трактовку ситуации так, что художник за «реалистичное изображение событий» получит сначала гонорар, а потом уголовное дело?