Фото Алексея Даничева /РИА Новости / АНО "Дирекция спортивных и социальных проектов"
Произошла уже вторая за последнее время попытка вызвать ярость мусульман. В Волгограде молодой человек намеревался сжечь Коран. Случилось это в начале мая, а 20 мая он был задержан. Злоумышленник сообщил, что по заданию украинской разведки пытался посеять межрелигиозную рознь. Предыдущая попытка осквернить священное писание ислама отмечена в апреле в Москве.
Если это звенья одной цепи, то таким провокациям можно найти объяснение. В условиях навязанной изоляции Россия попала в зависимость от мусульманских стран. Накануне того дня, когда злоумышленник в Волгограде давал показания, в Казани проходило заседание группы стратегического видения «Россия – исламский мир». Мероприятие посетил патриарх Кирилл. «Сотрудничество России с исламским миром сегодня приобретает очень важное значение и некое новое измерение, – сказал на встрече с зарубежными мусульманами глава РПЦ. – Мы становимся сегодня особенно близки». Еще патриарх побывал у памятного знака «Принятие ислама» у слияния Волги и Камы. В Казани напомнили, что мусульманские страны заняли взвешенную позицию по отношению к Москве. О том же заявили сами зарубежные мусульмане на недавнем заседании Лиги арабских государств в Саудовской Аравии.
Патриарх Кирилл противопоставил «повороту на Восток» разногласия с другой частью мира: «Мы не разделяем навязываемые Западом нормы общественного поведения и морали». Но это не значит, что РПЦ не старается поддерживать отношения и с западными христианами. Москву посетила делегация Всемирного совета церквей (ВСЦ) во главе с пресвитерианским пастором Джерри Пиллэем. На встрече с Кириллом Пиллэй произнес любопытную фразу: «Мы теперь понимаем, что наши высказывания и действия могут иметь определенные последствия, особенно со стороны президента Украины». Вероятно, генеральный секретарь ВСЦ выразил недовольство тем давлением, которое позволяют себе политические лидеры в отношении духовных лиц, претендующих на миротворчество в Украине. Отметим, что Пиллэй – выходец из ЮАР, страны, которая тоже отказалась осудить Россию. Фраза интересна и в контексте «африканской миссии» РПЦ, сопровождающей дипломатический натиск официальной Москвы на африканском треке.
Заметно раздражают многочисленные препоны со стороны политиков и папу Франциска, который с завидной регулярностью заявляет о стремлении достичь мира в Украине, даже если государственным мужам при этом придется поступиться собственной или национальной гордостью. На недавней встрече с понтификом Зеленский довольно неучтиво заявил, что не нуждается в посредниках. Дистанцируется от миротворческих усилий Ватикана и РФ. Тем не менее папа якобы направил спецпредставителей в Киев и Москву. По слухам, на российское направление назначен префект Дикастерии по делам восточных церквей архиепископ Клаудио Гуджеротти, однако в его ведомстве эти сообщения опровергают. Все стороны стараются набросить на миротворческую миссию Ватикана покров секретности. Ведь против папы Франциска уже распускаются дискредитирующие слухи, вероятно, чтобы пошатнуть его принципиально нейтральную позицию.
Однако подобные тенденции, инициативы и информационные контратаки дают основание полагать, что мировое сообщество все более нуждается в посредничестве какой-то третьей стороны, не связанной напрямую с властными элитами враждующих государств. Возможно, из-за стремительно исчезающей способности государственных мужей идти на какие-либо компромиссы в скором времени не останется никакого другого выхода, кроме как использовать ресурс приверженности масс к тем из вечных ценностей, которые можно назвать жизнеутверждающими. Так случилось, что политики стали большими доктринерами, чем проповедники надмирных истин.