Фото Reuters
Не секрет, что нынешние заигрывания Китая с Европой обусловлены прежде всего экономическими причинами. Последние визиты китайских политиков были нацелены именно на Европу. Заместитель председателя КНР Хань Чжэн посетил Португалию и Нидерланды, а глава МИДа Цинь Ган совершил турне по Германии, Франции и Норвегии. Примечательно, что оба посланника из Пекина говорили о стремлении укрепить сотрудничество с Евросоюзом и превратить его в один из центров будущего многополярного мира, который экономически, а затем и политически сможет противостоять США. В этих планах важное место занимает экспансия китайского капитала на старый континент.
В связи с этим заслуживает внимания появившаяся на днях в немецком экономическом журнале Capital статья о начале крупного наступления китайских производителей электромобилей на европейский рынок.
В современном Китае именно автомобильная промышленность является основной отраслью экономики. Capital прямо указывает на стремление многочисленных китайских производителей автомобилей захватить европейский рынок. Понятно, что они учитывают недавние решения Комиссии ЕС о европейской ставке на электромобилизацию c 2035 года.
Как подчеркивают авторы публикации, Китай уже превратился в крупнейший мировой рынок электромобилей. Но для аналогичного успеха в Европе им необходимо добиться производства и сбыта не менее 3 млн электромобилей в год. Причем не менее половины из этого количества должно продаваться за рубежом. Только таким образом они смогут уцелеть в разворачивающейся сейчас схватке производителей электромобилей на мировом глобальном рынке. Как заявил в интервью Financial Times Брайан Гу, заместитель председателя одной из ведущих китайских автомобильных корпораций Xpeng, через 5–10 лет на авторынке останется не более 10, а может, и меньше производителей.
Но насколько китайская экспансия в Европу будет удачной? Capital воздерживается от ответа. Китайские производители сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны европейских и американских производителей. Им на пятки наступают и немецкий VW, и американская Tesla, которая тоже осваивает европейский рынок. На днях как раз глава VW Оливер Блюме подвергся давлению акционеров на главном годовом собрании. Они требовали отказаться от планов строительства в китайском Синьцзяне новой автомобильной фабрики из-за притеснения китайцами тамошнего национального меньшинства. Заметная антикитайская позиция нынешнего министра иностранных дел Германии Анналены Бербок может также помешать планам китайских автопроизводителей освоить европейский рынок.
В этих условиях российское правительство, судя по всему, пытается предложить китайским фирмам альтернативу Европе. Обращает на себя внимание активность российского правительства по развитию электромобилестроения в стране, хотя продажи электромобилей в России пока составляют доли процента от общих продаж автомобилей преимущественно с двигателем внутреннего сгорания. Так, на днях глава правительства РФ Михаил Мишустин утвердил перечень дополнительных мер поддержки этого направления. Документ был подготовлен по итогам стратегической сессии по развитию электротранспорта в России, которая прошла под председательством первого заместителя председателя правительства Андрея Белоусова в феврале 2023 года. И главным направлением в нем намечено создание в стране сети быстрозарядных станций для электромобилей.
В перехвате китайской электромобильной инициативы у ЕС несомненно можно разглядеть стратегические черты. Но для конкуренции в потребительском секторе необходим соответствующий уровень платежеспособности населения. Пока же реальные доходы населения в России, как, впрочем, и в Европе, падают. Правда, скорость падения у них разная.