На фото УДК «Анадолу». Фото Reuters
Среди новинок открывшейся 27 апреля в Стамбуле выставки TEKNOFEST 2023 – беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Bayraktar TB3 (BTB3) из состава авиагруппы универсального десантного корабля (УДК) Anadolu («Анадолу»). По полному водоизмещению (27 тыс. т) «Анадолу», принятый от промышленности 10 апреля, значительно превосходит все боевые единицы Черноморского флота ВМФ России. На него перенес флаг главком турецких Военно-морских сил адмирал Аднан Озбал. Анкара уверена, что снова взяла верх в «гонке флагманов», с переменным успехом ведущейся со времен Екатерины II.
Нести флаг на корабле, превосходящем лучшие суда противника, – заветная мечта флотоводцев. Особенно сегодня, когда соображения национального престижа ставятся во главу угла политиками и генералитетом. «Гонка флагманов» выходит на уровень гораздо выше чисто военных соображений. Успехи крупнотоннажного судостроения – предмет национальной гордости ведущих морских держав, в число которых входит РФ и хочет попасть Турция.
Год назад российский Черноморский флот (ЧФ) потерял свой флагманский корабль – крейсер «Москва». На Черном море у РФ не осталось кораблей, сравнимых с «Москвой» по водоизмещению (12 тыс. т), радиолокации (радиолокационная станция «Флаг») и вооружению (система ПВО большой дальности С-300Ф, противокорабельные ракеты «Вулкан»). Официальные источники пока не приводят названия нового флагмана ЧФ. Выбор невелик и сводится к фрегатам проекта 11356Р «Адмирал Макаров» и «Адмирал Григорович» водоизмещением около 4 тыс. т. «Водоизмещением не воюют», – твердят флотоводцы. Вооружение проекта 11356Р – дальнобойные крылатые ракеты «Калибр» и система ПВО средней дальности «Штиль».
«Анадолу» несет не ракеты, а авиагруппу. После исключения Анкары из программы американского палубного истребителя F-35B речь о полетах пилотируемых самолетов с турецких кораблей не идет. Поэтому в 2020 году Турция инициировала программу ударных палубных беспилотников. Фирма Baykar вывела на испытания винтовой BTB3 и реактивный Kizilelma. В ангаре и на палубе «Анадолу» могут разместиться до 36 подобных аппаратов. Такого числа достаточно для формирования трех эскадрилий, для решения задач воздушной разведки и нанесения ракетно-бомбовых ударов. Благодаря этому ВМС Турции получат возможность «проецировать силу» на расстояния в тысячи миль от родных берегов. Ударные палубные БПЛА представляют новый вид морского оружия, которого пока нет ни у одной страны мира. Дело не столько в науке и технике, сколько в концепции боевого применения. Крупный, тихоходный BTB3 представляет легкую цель для современной ПВО. В ходе спецоперации зенитчиками (в том числе фрегатов проекта 11356Р) и авиацией уничтожена сотня украинских «байрактаров» предыдущих модификаций.
Отставание в «гонке флагманов» обидно. И все же при обновлении корабельного состава ЧФ необходимо руководствоваться рациональными соображениями, учитывать опыт спецоперации, национальные приоритеты, состояние науки, техники и промышленности. Концепция корабля – носителя дронов интересна, но пока еще «сырая», требует глубокого анализа и проработки. Заложенный в 2016 году по слегка измененным чертежам испанского десантного корабля и наскоро переделанный под иное применение в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, «Анадолу» не является оптимальным «дрононосцем». Да и на роль флагмана он подходит главным образом по политическим соображениям. Представляется, что России надо учитывать турецкий опыт и достижения, но не слепо подражать им, в частности, при достройке УДК проекта 23900 на судостроительном заводе «Залив» в Керчи.