Фото Reuters
Зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев, выступая перед участниками марафона «Знание. Первые», заявил: «Хватит страдать из-за того, что на один градус выросла температура в таком-то году или за такой-то период. Человечество за этим наблюдает еще очень недолгое время. Вас правда волнует климат до такой степени? На мой взгляд, это ничто в сравнении с перспективой оказаться в эпицентре взрыва с температурой в 5 тыс. кельвинов, ударной волной в 350 м в секунду и давлением в 3 тыс. кг на квадратный метр, с проникающей радиацией, то есть ионизирующим излучением и электромагнитным импульсом. Такая перспектива есть сегодня? Увы, да. И она растет с каждым днем по известным причинам».
Другими словами, Медведев нарисовал перспективу ядерного апокалипсиса. Он подчеркнул, что в современном мире ядерное оружие – «скрепа, которая собирает государство». Один из участников марафона заговорил о том, что Россия первой не применит такое оружие. Но зампред Совбеза поспешил его разуверить. По его словам, РФ может так поступить, даже если против нее применяются другие виды вооружений, но это грозит самому существованию государства. «Если в твоих руках есть какое-то оружие – а я как бывший президент знаю, что это такое, – ты должен быть готов в определенной ситуации к тому, что у тебя не дрогнет рука его применить, как бы чудовищно и жестоко это ни звучало», – сказал Медведев.
«Знание. Первые» – просветительский марафон, в котором участвуют школьники и студенты. Это очень молодая аудитория, выросшая в XXI веке. Они не застали даже «лихие девяностые», не говоря уже об СССР и холодной войне. Эти молодые люди могут быть в разной степени восприимчивы к дискурсу власти, но их представления о реальности, об актуальных проблемах человечества сформировались в то время, когда Россия была полностью и довольно органично интегрирована в современный мировой контекст, включающий в себя и зеленую повестку. Нет ничего удивительного в том, что глобальное потепление, борьба с изменением климата школьников и студентов волнует, несмотря на геополитические перемены последнего года.
Медведев вспомнил о том, что сам был президентом. Примечательно, что тогда он позиционировался как лидер для нового поколения, как политик, восприимчивый к самой современной повестке. Именно при нем важными составляющими дискурса власти стали инновационная экономика, модернизация, нанотехнологии, наукограды, обмен опытом и специалистами с Западом, создание аналога Силиконовой долины, избавление от «сырьевой иглы». Скепсис тогда мог касаться не самих ориентиров и поставленных целей, а скорости их достижения.
Сейчас Медведев оказался перед аудиторией, которая росла в том числе и при его президентстве с инновационной программой. И именно бывшему главе государства приходится открывать молодежи глаза и рассказывать о том, что и контекст, и вектор движения поменялись. Они росли в мире обмена опытом и технологиями, а оказались в мире конфликта, стоящем на пороге глобальной войны и ядерного апокалипсиса.
Никого уже не удивляет дискурсивная трансформация самого зампреда Совбеза. Из инноватора он сделался одним из самых бескомпромиссных спикеров, а о возможности применить ядерное оружие Медведев говорит чаще, чем это делают военные или президент Путин. Школьников и студентов он, с одной стороны, призывает опасаться ядерного взрыва, а с другой – учит быть решительными, бесстрашными, «чтобы рука не дрогнула». Сложно представить, чтобы такой разговор давал новому поколению надежду. Скорее он заставляет молодых людей тревожиться, искать защиты у государства, не понимая механизмов, которые могут сделать мир лучше и безопаснее.