Фото агентства городских новостей "Москва"
Российские власти оказались в жилищном тупике, который можно считать следствием более масштабных противоречий экономической политики РФ. Показательны заочные дискуссии, которые велись между блоком правительства, нацеленным на запуск драйверов экономического роста, и финансовым мегарегулятором, отвечающим за доступность кредитов и, как можно судить, несогласным с ситуацией, когда эту доступность вместо него начинает обеспечивать кто-то другой.
В частности, как сообщал замглавы Минстроя Никита Стасишин, задел с точки зрения многоквартирного жилья в России сформирован, но он недостаточен для достижения цели к 2030 году – возведения 120 млн кв. м, из которых 70 млн кв. м должны приходиться на многоквартирное жилье. Как следовало из его данных, выдача ипотеки в феврале сокращалась уже второй месяц подряд в годовом выражении более чем на 10%. «Нас беспокоит сокращение объемов выдачи ипотеки на первичном рынке по всем льготным программам», – заявлял Стасишин.
Одновременно с этим в Центробанке (ЦБ) подчеркивали, что на фоне льготной ипотеки цены на жилье выросли в стране с 2020 года существенно больше, чем доходы населения, причем стоимость первичной и вторичной недвижимости сильно «разъехалась». «Доступность жилья как минимум не растет, – заявлял директор департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ Александр Данилов. – Сколько среднегодовых зарплат, если не пить, не есть, все откладывать, сколько лет надо откладывать, чтобы купить квартиру? Если в конце 2019 года на «первичке» это было шесть лет, то сейчас это восемь лет. Понятно, что в такой ситуации сначала придумывается льготная программа, потом эти схемы с околонулевой ставкой. А дальше что? Мы отрицательные ставки будем придумывать?»
От заочных дискуссий друг с другом ведомства перешли в том числе к расстановке приоритетов в рамках собственной зоны ответственности. В марте, судя по данным ЦБ, выдача ипотеки уже выросла в годовом выражении более чем на 9%. Отменило ли это опасения Минстроя? Нет. Ведомство призвало застройщиков регулировать цены по мере продаж. «Не хотите ли снизить цену? Немножко, чтобы продалось. Возможности такие есть на разных территориях», – заявил глава Минстроя Ирек Файзуллин на Ясинской конференции.
Проблема в том, что, с одной стороны, россияне не могут позволить себе жилье без кредитных ресурсов. Сама по себе эта ситуация не уникальна, во всем мире жилье берут в кредит. Но с другой стороны, и сами кредиты для семей тоже подчас становятся неподъемной ношей – особенно долгосрочные, особенно жилищные. Не каждая семья в принципе решится взваливать на себя такую финансовую нагрузку – даже в льготных вариантах.
Отечественной экономике нужны драйверы роста, но в его основе должен быть именно платежеспособный спрос населения, способного самостоятельно, за счет своей зарплаты, доходов своевременно и долгосрочно погашать кредиты, в том числе ипотеку. Спрос населения, способного планировать, уверенного в своем финансовом будущем – и дело ведь не в финансовой грамотности, а в наличии стабильных источников дохода для этих планов, более того – дохода именно растущего. Потому что, как показала практика, государственная поддержка спроса, хоть эта мера социально оправданна в условиях, когда реальные располагаемые доходы населения уже около 10 лет стагнируют, по факту оборачивается новыми дисбалансами и выглядит скорее как вынужденный экономический костыль. На костылях, которые и сами функционируют не идеально, экономику из стагнационной ловушки не вывести.