Фото агентства городских новостей "Москва"
Согласно последнему рейтингу доверия политикам и политическим партиям, опубликованному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), если бы думские выборы проходили сейчас, сенсации на них не случилось бы. 39,3% опрошенных проголосовали бы за «Единую Россию». Важно помнить, что это доля от общего числа респондентов. Доля от фактически проголосовавших была бы скорее всего выше.
В опросе ВЦИОМа примечательно другое. За КПРФ высказались 10,7% опрошенных. У других парламентских оппозиционных партий доля ниже. В свою очередь, за непарламентские партии проголосовали бы 9,2% респондентов. Это показатель немногим хуже, чем у коммунистов. Если же посмотреть историю опросов за 2023 год, то можно увидеть, что в январе – начале февраля 10,4% готовы были поддержать непарламентские партии, а рейтинг коммунистов составлял 10,9%. Почти равные показатели.
Это не означает (особенно в актуальных политических условиях), что за пределами Думы непременно формируется электорат для еще одной парламентской партии. 9,2% – это люди скорее всего разных взглядов. Когда начнутся выборы, часть из них поддержит малые партии, часть все-таки проголосует за тех, кто уже есть в Думе, часть вообще не пойдет на участки.
Однако, когда доля желающих проголосовать за непарламентские партии почти равна или даже выше доли тех, кто уже попал в Думу, это может означать, что актуальное политическое предложение граждан все же не вполне устраивает. СВО выровняла политический ландшафт, предельно упростила повестку («если не с нами, то против нас»). Но само общество от этого проще не стало. Оно по-прежнему состоит из групп с разными, порой конфликтующими интересами, прежде всего – экономическими. В деятельности парламента, думских структур сейчас это многообразие отражено недостаточно, притом что партий в нижней палате сейчас пять, а не четыре, как было еще недавно.
ВЦИОМ проводит замеры регулярно. И про любой опрос можно сказать, что он указывает думской оппозиции направление деятельности. Немало из тех, кто не готов поддержать «Единую Россию», сомневается, вообще не хочет участвовать в выборах. В нормальной политической обстановке партии погружались бы в эту электоральную среду, проясняли бы для себя ее структуру, за счет этого знания старались бы переиграть конкурентов.
На практике они ведут себя иначе. Государство и партия власти задают патриотический тренд, а думская оппозиция старается не сбиться с ритма. Она ориентируется на электорат, поддерживающий СВО, воспринимая остальных как уже маргинализированное меньшинство (хотя права избирать их никто не лишал). Думские оппозиционеры соревнуются с партией власти в патриотической риторике и, что особенно важно, в запретительных инициативах.
При этом даже провластное большинство думские партии, как кажется, рассматривают слишком однобоко. Да, эти граждане поддерживают власть, но СВО, идея «сплочения вокруг лидера», неприятие Запада не занимают их мысли семь дней в неделю и 24 часа в сутки. Их жизнь и интересы сложнее.
Игнорируя это, думские партии как будто показывают, что вовсе не ориентируются на избирателя. По большому счету президент, силовики, Дмитрий Медведев, МИД, «Единая Россия» и ток-шоу на ТВ удовлетворяют запрос на патриотическую риторику. Партии здесь кажутся лишними. И скорее их политические заявления и жесты адресованы не электорату, а самой власти, как если бы она должна была разрешить им остаться. И если такая воля есть, если многопартийность парламента власти для чего-то нужна, то на соцопросы, рейтинги непарламентских партий, свои показатели можно уже не обращать внимания.