Фото freepik.ru
В России озаботились информационной безопасностью – Владимир Путин на днях даже вынес этот вопрос на рассмотрение заседания Совбеза РФ. Поводом послужило сообщение ФСБ о том, что с начала 2022 года зафиксировано более 5 тыс. хакерских атак на инфраструктуру РФ. Однако обеспечение информационной безопасности РФ – это не только защита ее информационного поля, но и внимание к информационной политике соседних стран. А там активизируется антироссийская пропаганда, блокирование российских СМИ, ограничение доступа местного населения к информации из РФ.
Пример не один год подавала Украина, которая в какой-то момент практически убрала со своего книжного рынка книги на русском и изданные в России. Затем в стране были ликвидированы русскоязычные телеканалы, тем более вещающие из Москвы.
Отношения Молдавии и РФ тоже в последнее время крайне напряженные, и не случайно в Кишиневе в ближайшее время начнет работать министерство правды. Речь идет об учреждении, которое призвано осуществлять надзор за информационным онлайн-пространством, которое должно быть очищено от «злонамеренного вмешательства третьих стран, прежде всего России». Телевещание из РФ уже заблокировано. Место российских заняли украинские каналы. Елена Мырзак, эксперт по безопасности Платформы гражданского общества за инициативы в области безопасности и обороны, пояснила: «Нужны радикальные шаги, возможно, в какой-то момент закрытие каналов (национальных. – «НГ»), контроль и мониторинг определенных сайтов». Председатель парламентской комиссии по СМИ Лилиана Николаеску-Онуфрий уточнила: «С одной стороны, информация должна быть из надежных источников, с другой – необходимы анализ и мониторинг дезинформационных блоков и тем».
Иными словами, в Молдавии внедряется государственная монополия на «истину». Опасно ли это для свободы – вопрос второй или третьей линии общественных обсуждений. Правящая пропрезидентская партия PAS настаивает на том, что информацию в ситуации, когда на границах страны – военный конфликт, можно и нужно обеспечивать дозированно и только тем, кто правильно все понимает. И, надо отметить, на постсоветском пространстве это становится трендом.
Хотя и Украина, и Молдавия, судя по флагам, установленным в штаб-квартире СНГ, все еще считаются членами Содружества, сами себя таковыми давно не осознают. Более того, Кишинев накануне отчитался о том, что условия, определенные Евросоюзом для начала диалога о вступлении Молдавии в ЕС, выполнены на 80%. К осени, ожидается, показатель составит все 100%. А это говорит о приближении Молдавии к европейскому объединению, что предполагает ее полный исход из СНГ.
Но, например, относительно неплохо в этом плане обстоят дела в Киргизии, где санкции против РФ не поддерживаются и вторым госязыком остается русский. Однако недовольство общества этими фактами растет и не исключено, что в недалеком будущем госязыком в Киргизии останется язык титульной нации, а русскому предложат статус языка межнационального общения. А как показывает опыт Молдавии или Казахстана, и этот статус недолговечен. Дело не только в формальном статусе. Желание изучать тот или иной язык появляется на фоне растущей экономики и привлекательности той или иной страны. России же сейчас следует обратить внимание на происходящее в сопредельных странах и считаться с изменениями. И, видимо, создавать новые инструменты информационного воздействия на соседей, которые будут положительно восприниматься жителями стран ближнего зарубежья.