Иллюстрация pixabay.com
В России началась сдача единого государственного экзамена. С 12 апреля по 19 сентября – резервные сроки. Основной период сдачи ЕГЭ-2023 пройдет с 26 мая по 20 июня. Никаких изменений в ЕГЭ в этом году не будет, сообщили в Министерстве образования РФ. Именно это и настораживает…
«Создана абсолютно герметичная система, на которую невозможно никак влиять», – считают, например, эксперты Никитского клуба. А член-корреспондент РАН Алексей Савватеев отмечает, что 90% заданий по математике на ЕГЭ совершенно спокойно решаются даже без опоры на весь изученный материал. То есть 10-летнее пребывание в школьных стенах как бы и не нужно: дети прекрасно решают шарады, но мало что знают.
О нехватке грамотных кадров, прежде всего инженерно-технических, сегодня говорится с самых высоких трибун. И это логично, ведь согласно некоторым социологическим исследованиям, 80% четвероклассников не знают таблицу умножения. А конкурс в большинстве вузов на инженерные специальности – 50–60 баллов: это шаблонное решение 10 задач на ЕГЭ. В итоге замерзший вентиль на баллоне сварщик разогревает газовой горелкой…
Это не паника. Это – констатация факта. Алгоритмизация учебного предмета подменила его понимание: можно легко научиться брать производную, но не понимать, что это значит. Это и есть та самая «практикоориентированность» учебного процесса, которой гордятся чиновники от образования. Выдающийся физик современности Ричард Фейман как-то заметил, что ни одно из величайших открытий в науке не было сделано алгоритмическим путем.
Между тем в нашей начальной школе фактически уже не учат ни письму, ни чтению. Кстати, есть экспериментально подтвержденные научные данные, что это ведет к деградации нейронных сетей у ребенка. Проявляется это, скажем, в неумении детей работать с текстами.
А неистощимый на выдумки Минпрос продолжает фонтанировать инициативами. Астрономию и черчение как отдельные предметы убрали из школьной программы; зато ввели «Разговоры о важном» и вводят «Семьеведение». Минпросвещения РФ ставит задачу к концу 2024 года создать школьный театр в каждой школе, сообщил глава министерства Сергей Кравцов, а его заместитель Александр Бугаев отчитался, что в РФ уже разработано учебное пособие по классическому украинскому языку для начальных классов...
Видимо, в сознании руководителей отечественного образования создана модель образовательной системы. Идеальная модель. И теперь ее, эту модель, всесторонне исследуют. Полученные результаты «исследований» выдаются за «естественно-научную» истину. Или близко к тому. Это не хорошо и не плохо, это – бессмысленно. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев на днях так и заявил на итоговой коллегии Минпросвещения: «Мы перешли на новую модель регламентации образовательной деятельности, которая решила проблемы бюрократизации. Впервые будет проведен аккредитационный мониторинг по трем уровням: школа, система СПО, вузы. Осенью его пройдут свыше 5 тыс. образовательных организаций. Это позволит определить болевые точки и сформировать рекомендации по повышению качества образования».
Сегодня усилиями Российской академии образования в том числе внедрили психологов в педагогику; теперь хорошо бы внедрить учителей-предметников в педагогику. С последним сложнее. Несколько лет назад Рособрнадзор предложил преподавателям математики в добровольном порядке сдать ЕГЭ по математике – около половины не набрали даже 50 баллов из 100. А в это время Российский государственный социальный университет спешит доложить о создании и внедрении специального учебного курса «Традиционные ценности: основа российского общества».
Образовательные системы очень инерционны, их очень сложно разрушить: 22 года понадобилось, чтобы результаты этого процесса мы почувствовали сейчас.