Иллюстрация Pixabay.com
Одно из немецких ежемесячных финансовых изданий BTC-Echo Magazin на днях вышло с титульной статьей, посвященной положению американского доллара. Автор статьи, главный редактор издания Свен Вагенкнехт задался вопросом, удастся ли дедолларизация? Ведь от доллара все чаще отказываются в международных торговых сделках. Ранее на брифинге в Госдепартаменте США были заданы такие вопросы: «Китай и Бразилия в марте заключили соглашение о ведении торговли в своих собственных валютах вместо доллара. Обеспокоены ли США этой тенденцией к дедолларизации, продвигаемой Компартией Китая? Есть ли план по предотвращению подобных сделок с другими американскими партнерами?» Первый замруководителя пресс-службы Госдепа Ведант Пател ответил уклончиво.
Доллар действительно находится под давлением стран группы БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, КНР, ЮАР). А ведь американская валюта, отмечает Вагенкнехт, по сути, самый крупный и удачливый экспортный товар США. И постоянный международный спрос на него обеспечивает финансовую стабильность и власть мировой державы. Но этот статус гегемона обзаводится теперь и трещинами. Государства БРИКС, и прежде всего Китай и Россия, постепенно «подпиливают» основание у ведущей валюты мира.
Но возникает и другой вопрос. Удастся ли это окончательно сделать, нет ли риска принять желаемое за действительное? Поворотным моментом, после которого отношение к доллару многих государств Азии, Африки и Латинской Америки начало коренным образом меняться, стали американские санкции против РФ и заморозка западными странами российских активов за рубежом. Эти действия поставили гегемонию доллара под вопрос. Все понимают, что на месте России при определенных обстоятельствах может оказаться любая страна. С тех пор под эгидой группы БРИКС формируются новые союзы государств, которые стремятся в мировой торговле опираться на другие валюты или даже на золото.
Если раньше любая международная сделка с сырьем обязательно реализовывалась с привлечением доллара, то сейчас нередко оба партнера договариваются об использовании другой валюты. Это касается стран, у которых проблематичные отношения с США и в целом с Западом. Хотя базельский Банк международных расчетов (BIS) утверждает, что до 90% международных расчетов пока реализуются все же в долларах. По данным упомянутого журнала, 60% своих резервов центральные банки всех стран мира на конец 2022 года предпочитали держать в долларах, 20% – в евро, 6% – в японской иене.
Поэтому сейчас, как считают аналитики, все громче звучат голоса тех, кто требует перехода (или возврата) к золоту. Но правила этого нового перехода уже будут диктовать не США, как в 1944 году с установлением Бреттон-Вудской системы, а государства БРИКС, например Китай. Правда, усилия в этом направлении пока остаются в стадии разработки концепций. Ведь возврат к полному золотому стандарту на практике вряд ли возможен, поскольку именно США обладают наиболее крупными золотыми резервами в мире. По данным журнала, у них 8133 т. Для сравнения: у России – более 2329 т (по данным Центробанка на март 2023-го), у Китая – более 2 тыс. т, как сообщали информагентства со ссылкой на статистику.
Созданием нарратива новой валютной системы, опирающейся на сырьевые ресурсы, занимается швейцарский экономист Credit Suisse Золтан Пожар. Он называет создаваемую им систему «Бреттон-Вудс III». Но, судя по экспертным оценкам, эта концепция тоже похожа на спекуляцию. Для мировой валюты необходимо всеобщее доверие. А в случае с политически нестабильной Бразилией, или находящейся в условиях проведения СВО Россией, или Китаем и Индией с их напряженными двусторонними отношениями возникают, как могут рассудить, риски. И пока эти риски не устранены, не многие решатся использовать новую многовалютную корзину вместо доллара. Можно предположить, что процесс ее создания займет даже не годы, а десятилетия.