Фото сайта mil.ru
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, обращаясь на прошлой неделе к народу и парламенту, не только призвал Россию и Украину объявить перемирие без перемещения войск и техники, не только пригрозил разместить на территории своей страны, в случае необходимости, наряду с тактическим и стратегическое ядерное оружие, но и высказался о собственном будущем во власти. «Я наелся, – сказал он. – В этой должности я умирать не собираюсь. Я никогда не буду «хромой уткой»… Надо прекратить всякие разговоры о наследственности, о преемственности. Мои дети президентами не будут. Но пока мы с вами (то есть с собравшимися в зале. – «НГ») живы, мы своих завоеваний не отдадим».
Отношения с Россией, по словам Лукашенко, носят всеобъемлющий многоплановый характер. «Никто ни под кого не ложился, – с привычной непосредственностью сказал белорусский президент. – Не надо пугать людей, что тут Путин захватил Белоруссию». Между тем разговоры о превращении Союзного государства в единое в последние годы лишь участились, и спецоперация, кажется, способна ускорить интеграционные процессы. Размещение ядерного оружия – тому пример.
Примечательны результаты опроса, опубликованные фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Он посвящен отношениям России и Белоруссии. Предыдущее исследование на эту тему ФОМ проводил еще до спецоперации. Тогда, в 2021 году, о том, что между двумя странами сложились «хорошие отношения», заявляли 55% респондентов. Сейчас – 76%. 46% опрошенных считают, что эти отношения улучшаются. Два года назад об этом говорили лишь 32%. К Лукашенко положительно относятся 59% опрошенных россиян (41% в 2021 году).
Впрочем, на фоне явной заморозки связей России со многими западными государствами и некоторыми бывшими республиками СССР такой тренд можно считать ожидаемым. Интереснее конкретные вопросы про интеграцию. В 2021 году только 17% полагали, что в ближайшие годы Россия и Белоруссия могут объединиться в единое государство. 56% не видели такой возможности, и это была самая высокая доля скепсиса за последние 20 лет. Сейчас же не ждут скорого объединения 45%, а, напротив, ждут – 28%.
Примечательно, что в истории исследований ФОМ был период, когда доля ожидающих объединения была выше доли тех, кто в это не верит. Такое наблюдалось в первое пятилетие XXI века. Объяснить это можно было постсоветским ресентиментом, энергией Путина и Лукашенко, желанием откатиться к настройкам СССР после травмирующего опыта 90-х. Постепенно, по мере роста благосостояния граждан РФ тема единого государства стала уходить на второй план, терять популярность.
Тогда же, в первой пятилетке нового века, больше 70% опрошенных ФОМ были готовы проголосовать за объединение с Белоруссией на гипотетическом референдуме. Затем энтузиазм стал снижаться, долгое время опросы на эту тему вообще не проводились, исследование 2021 года зафиксировало 59% поддержки идеи объединения. Сейчас этот показатель – 66%. Другими словами, если бы референдум об объединении проводили, оно, объединение, скорее всего состоялось бы. Стоит учесть, что процент от реально проголосовавших был бы, по всей видимости, еще выше. Социологическая база для объединения в РФ готова. И давно.
Александр Лукашенко, по его словам, не готов «отдавать завоеваний». Независимость страны можно считать таким завоеванием. Долгое время и белорусский президент вел себя вполне независимо, лавируя между Москвой и Западом. Протесты 2020 года закрыли ему дорогу на Запад и окончательно поместили в орбиту России. Если Лукашенко не готов «до смерти» держаться за должность, то будет ли готов его преемник держаться за самостоятельность?