На фото Даниил Берман, адвокат репортера Wall Street Journal Эвана Гершковича, задержанного по подозрению в шпионаже, выступает перед журналистами у здания суда в Москве, Россия, 30 марта 2023 года. Фото REUTERS
В России на днях арестован корреспондент московского бюро американской газеты Wall Street Journal Эван Гершкович. Его подозревают в шпионаже. По статье 276 УК РФ американцу грозит 20 лет лишения свободы. Согласно данным силовиков, Гершкович по заданию американской стороны собирал составляющие гостайну сведения о работе предприятия военно-промышленного комплекса. Журналиста отправили в СИЗО до 29 мая.
Конечно, задержание иностранного шпиона можно считать успехом российской контрразведки. Хотя собственно контрразведывательная сторона этой истории, видимо, находится на втором плане.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что ФСБ знает все о всех американских шпионах. Как правило, они работают под дипломатическим прикрытием. Все сотрудники посольства США находятся под наблюдением. Те из них, кто составляет разведывательную резидентуру, – под особенно пристальным. Их очень редко «вскрывают», предъявляют публике и высылают. Ведь вместо человека, знакомого чекистам как облупленного, пришлют нового – а к нему еще нужно привыкнуть. Это нарушит нормальный рабочий контрразведывательный процесс.
Использование для разведки журналистской легенды – случай редкий, но далеко не из ряда вон выходящий. Его плюс в том, что такой сотрудник вызывает меньше подозрений, привлекает меньше внимания, чем дипломатический работник. Хотя, разумеется, на всех иностранных журналистов в России наверняка «где надо» есть пополняемое досье. Минус в чрезмерном риске из-за отсутствия уголовно-правового иммунитета. Это обстоятельство и позволило арестовать Гершковича.
Однако в этот раз ситуация выходит за рамки классического шпионского детектива. По закону жанра публике должны быть представлены очевидные подтверждения тайной деятельности обвиняемого журналиста. Иностранных шпионов всегда ловят с поличным. Скрытая камера беспристрастно фиксирует взаимодействие раскрытого Джеймса Бонда с завербованной агентурой или, как это было в одном нашумевшем случае, с камнем-передатчиком. Компрометирующее видео предъявляется общественности. Отпираться бесполезно – доказательства налицо.
Но сейчас никто не утруждает себя подкреплением утверждений о работе арестованного на американскую разведку вескими доказательствами – заявлений в СМИ как будто достаточно. Может, на уровне переговоров спецслужб и чиновников какие-то подтверждения и предъявляют, но широкие массы убеждать никто уже даже не пытается. В ФСБ заявляют, что иностранец задержан при попытке получения секретных сведений, но фактически предлагают поверить им на слово. Может быть, доказательства будут выложены позже, чтобы осложнить возможности ведения медиакампании в защиту Гершковича. Но пока их нет, и из-за этого обоснованной выглядит версия, что журналиста арестовали для последующего обмена на преследуемых на Западе россиян. Например, на бизнесмена Владислава Клюшина, осужденного в США по обвинению в киберпреступлениях. Или Александра Винника, которого американские спецслужбы считают причастным к отмыванию денег. Список большой... А прошлогодние удачные обмены, в результате которых на свободе оказались Виктор Бут и Константин Ярошенко, показали, что такая практика «защиты россиян» за рубежом весьма эффективна.
Гершкович – ценный кадр для обменного фонда. Конечно, настораживает, что «взятие заложников» стало приметой новой холодной войны. Впрочем, американцы действуют ничуть не лучшими методами, занимаясь фактически похищением россиян по всему миру по сомнительным основаниям. И в этих условиях вызволять нужных граждан «из западных застенков» приходится любыми средствами.