Фото Reuters
В СНГ распадаются интеграционные объединения, сформированные не только на основе взаимодействия с Россией, но и изначально направленные против нее. Именно с этой целью создавался в свое время ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Узбекистан вскоре после создания организации вышел из нее. И объединение лишилось одной буквы «У». Теперь в ГУАМ разногласия, в центре которых оказалась Россия.
Тбилиси обвиняет Украину во вмешательстве во внутренние дела Грузии, а Киев продолжает требовать от Грузии открытия второго фронта против России. Обе страны ориентированы на Евросоюз и США, но Грузия не хочет воевать с РФ, на чем настаивает Украина. Молдавия, также остающаяся членом ГУАМ, поддерживает Украину в конфликте с РФ, но при этом не хочет открывать второй фронт в Приднестровье, к чему Кишинев ранее призывал Киев.
Бывший посол РМ в Москве Анатол Царану рассказал «НГ», что на предложение Киева помочь решить приднестровскую проблему военным путем президент Майя Санду ответила отказом, отдав приоритет мирному диалогу с Тирасполем. Хотя в конфликте в Украине Кишинев однозначно встал на сторону Киева. Вице-премьер Республики Молдова (РМ) по реинтеграции Олег Серебрян заявил в среду, что украинские войска, сосредоточенные на границе с Приднестровьем, как и вырытые ими траншеи, предназначены не для наступления, а для защиты от возможного нападения из Приднестровского региона. Он отметил, что многие военные эксперты еще в январе предупреждали о возможном весеннем наступлении российских войск. По его словам, есть версия, что «Приднестровский регион может быть использован в военной операции РФ против Одессы». При этом он подчеркнул, что ставка Украины – защищаться, а не открывать второй фронт.
Между тем Тбилиси, которому Украина послала тот же сигнал – о необходимости открытия второго фронта против РФ, отреагировал на него жестче, чем Кишинев, попросив Киев не вмешиваться во внутренние дела Грузии.
Две страны ГУАМ, которых ранее связывали общие задачи дистанцирования от Москвы, разошлись в подходах к Украине и России. Грузия оставила за собой право экономического сотрудничества с РФ, Молдавия сократила имеющиеся связи до минимума. А Азербайджан из ГУАМ не выходит и сохраняет хорошие отношения с Москвой, равно как с Киевом, Кишиневом и Тбилиси. Однако факт налицо – ГУАМ раскалывается, причем на той идее, на которой создавался.
Еще одна структура подвергается серьезным испытаниям на жизнеспособность – Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На днях премьер-министр Армении Никол Пашинян выразил обеспокоенность тем, что, по его оценке, «ОДКБ, желая того или нет, выходит из Армении». Накануне Армения отказалась от квоты заместителя генерального секретаря ОДКБ. А еще раньше от проведения на территории страны учений ОДКБ в 2023 году. Посетивший в эти дни Ереван экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что Армения нуждается в более широком круге международных партнеров. Отвечая на вопрос, выражали ли представители Армении ожидания военно-политического содействия, Расмуссен сказал: «В целом да». Пашинян заявил, что Ереван пытается наладить военно-политическое сотрудничество со многими странами, не скрывая это от России.
Ближний круг РФ, представленный ее соседями, меняется на глазах. По периметру российских границ нарастают турбулентность и неопределенность. Москва, занявшая выжидательную позицию, может этот круг не только потерять, но получить в результате недружественное окружение.