Иллюстрация Pixabay.com
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел замер социальных настроений в зимние месяцы. Незадолго до этого результатами своего мониторинга общественного самочувствия делилась другая социологическая организация – ВЦИОМ, и у нее получилось, что заметное большинство граждан довольны жизнью и одобряют «ход дел» в стране (см. «НГ» от 02.03.23). ФОМ смещает акцент в будущее, его сотрудники задают людям вопросы о том, как, по их мнению, изменится их жизнь и жизнь в стране в ближайшей и в более или менее отдаленной (три–пять лет) перспективе.
Как выяснилось, 34% опрошенных считают, что жизнь в стране останется такой же в ближайшие полгода-год. 30% думают, что она станет лучше за этот отрезок времени. Улучшения жизни своей семьи в ближайшей перспективе ждут 35%, 34% полагают, что все останется как есть.
Это можно считать оптимистичной оценкой действительности. Для сравнения: ухудшения жизни в стране за полгода-год ждут всего 16% (в семье – лишь 10%). Но однозначно интерпретировать ответ «останется такой же» опрос не позволяет. Социологи ФОМ не спрашивают респондентов, нравится ли им то, что происходит. Если предположить, что хотя бы часть опрошенных отвечает «нет, не нравится», то и ожидание неизменности жизни кажется скорее пессимистичным.
При этом, когда граждан просят оценить более отдаленную перспективу – трех–пяти лет, сразу 45% ожидают улучшений в стране, а 49% – в своих семьях. Примечательны и даже впечатляющи показатели за прошедший год (опрос проводится регулярно). В декабре 2021 года лишь 25% ждали улучшений в жизни страны в ближайшие годы. А в марте 2022-го таких было уже 49%. В июне этот показатель почти не изменился – 48%.
Невероятный всплеск оптимизма случился на фоне спецоперации, провала переговоров российской и украинской делегаций, санкций, ухода зарубежных компаний, колебаний курса национальной валюты. Сложно было представить себе, в каком контексте придется жить через месяц, не говоря уже о грядущих годах. Тем не менее респонденты ФОМ верили в будущее – и продолжают верить. Можно сравнить показатели последних опросов с результатами мониторинга февраля и августа 2020 года, то есть первого ковидного периода. Тогда 29% респондентов ожидали, что жизнь в стране в ближайшие три–пять лет станет хуже. На улучшение рассчитывали только 30%.
Вероятно, власти удалось убедительно представить гражданам собственную картину мира. И опрос ФОМ действительно показывает, что среди потребителей информации из традиционных СМИ, включая телевидение, оптимистов больше, чем среди пользователей интернета (50% против 41%, если говорить о долгосрочных ожиданиях). Можно задаться вопросом: если власти удается даже в беспрецедентно сложное время получить такой кредит доверия, то отчего она так редко решалась на серьезные реформы с отложенным эффектом в спокойные периоды? Впрочем, возможно, оптимизм – всего лишь защитная реакция людей, которые не хотят впадать в депрессию. И легко представить себе, что граждане с куда более мрачными взглядами на действительность просто отказываются общаться с сотрудниками ФОМ или ВЦИОМ.
С одной стороны, власть такие опросы вроде бы должны успокаивать. С другой стороны, при погружении в цифры выясняется, например, что улучшения жизни в ближайшие годы скорее ждут люди с высоким достатком (39% из тех, кому «хватает на автомобиль»). Среди тех, кому хватает только на еду и одежду, показатели оптимизма колеблются от 27 до 29%. А ведь именно таким людям власть чаще всего и адресует свой месседж, рассчитывая на их поддержку, подчеркивая «социальный» характер государства. Именно их недовольства она, как кажется, больше всего и опасается.