Фото Pixabay.com
Председатель Мюнхенской конференции по безопасности, которая проходила в конце февраля, Кристоф Хойсген обвинил российскую сторону в том, что Западу приходится тратить миллиарды долларов на помощь Киеву. По мнению председателя, Евросоюз мог бы эти деньги направить на борьбу с последствиями изменения климата.
Климат действительно в планах ЕС отходит на второй и даже третий план. Конечно, формально Комиссия ЕС не отказывается от своих планов по декарбонизации, направленных на сокращение эмиссии парниковых газов до 2050 года на 80–85% по сравнению с уровнем 1990 года.
Более того, в ЕС принимаются соответствующие решения по перестройке в направлении декарбонизации всей промышленности. В связи с этим достаточно упомянуть решение Европарламента в форме закона от 13 февраля 2023 года о запрете с 2035 года продаж на территории ЕС автомобилей с выбросами парниковых газов. Другими словами, речь идет о запрете автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Понятно, что трезвомыслящие европейские политики, как, например, федеральный министр транспорта Германии Фолькер Виссинг и итальянский министр экономики Адольфо Урсо, уже объявили о своем противодействии этим решениям. С учетом введения в прошлом году американского закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA), который поощряет в числе прочего перемещение промышленного производства на территорию США, Европу ожидает деиндустриализация.
Автомобильная индустрия представляет собой во многих отношениях хребет промышленного развития не только в Германии, где в этой отрасли заняты почти 1 млн человек. В Европе в целом с учетом субподрядчиков (таких, например, как компания Bosch в Германии) в этой отрасли заняты более 3,5 млн человек. Во всяком случае, производство автомобильных аккумуляторов, солнечных батарей и компонентов ветровой энергетики уже начало перемещаться за океан.
Попытки европейцев ответить контрмерами по финансовой поддержке своей промышленности сталкиваются с тенденциями наращивания гонки вооружений ввиду российско-украинского вооруженного конфликта. Имеющиеся финансовые средства направляются на поддержку не гражданских, а военных отраслей промышленности.
Отсюда следует вывод, что конфликт на истощение, как это предполагают некоторые немецкие эксперты, скорее может закончиться не крахом режима Путина, как это прогнозирует, например, военный экономист Маркус Койпп в немецком экономическом журнале Bilanz, а скорее истощением европейских ресурсов – как финансовых, так и природных.
Сейчас на европейском пространстве редко встретишь политика, который заглядывает в завтрашний день. Однако массовая демонстрация в Берлине под лозунгом «Восстание за мир» наглядно подтвердила раскол общества в Европе по вопросу отношения к России. Призыв к демонстрации, опубликованный левым политиком, депутатом Бундестага Сарой Вагенкнехт и лидером германского феминистского движения Алисой Шварцер, подписали более 600 тыс. человек. В Бундестаге только правопопулистская партия «Альтернатива для Германии» официально потребовала от правительства выступить в роли посредника для начала российско-украинских переговоров. Таким образом, можно говорить о начале формирования в Германии коалиции сил за налаживание диалога с Россией.
Несомненно, что присоединение правящих политиков к подобным требованиям возможно при существенном ухудшении экономического положения в стране. Пока же первой ласточкой в этом плане стало откровенное признание лидеров страны в невозможности при складывающихся условиях достижения целей, поставленных Парижским соглашением по климату.