Фото Pixabay.com
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал свежие данные мониторинга социального самочувствия россиян. Граждане отвечали на три вопроса: довольны ли они своей нынешней жизнью, как они в целом оценивают ситуацию в стране, в верном ли направлении она движется.
Согласно полученным результатам, 58% «в целом устраивает» то, как они живут. Недовольны жизнью лишь 17% респондентов. О том, что ситуация в стране «в целом хорошая», заявили 59% опрошенных, тогда как 33% дают ей прямо противоположную оценку. Наконец, 52% «скорее согласны» с тем, что дела в России идут в верном направлении. «Скорее не согласны» с этим 19%. На два из трех вопросов были и промежуточные варианты ответа: «в чем-то да, в чем-то нет». Их выбирала примерно четверть респондентов (24%).
С учетом общего характера соцопросов в России за последний год (или даже годы) результатам мониторинга ВЦИОМа сложно удивляться. Такие отчеты, должно быть, приятно класть на стол представителям власти, которые должны утвердиться во мнении, что все делается правильно. В то же время социально-политический контекст, в котором задаются вопросы, заставляет по крайней мере задуматься о том, соблюдается ли чистота эксперимента, нет ли в исследовании лишнего – и мощного – шума, мешающего получить объективные данные.
Примечательно, что в феврале 2022 года «скорее согласных» с тем, что дела в стране идут правильно, было 37%. Можно даже добавить: всего 37%. В марте такой вариант ответа выбирали уже 54%. Что случилось, откуда такой резкий всплеск одобрения? После этого в течение месяца власти РФ объявили о начале спецоперации в Украине, против России начали вводить санкции, отношения с западными государствами устремились к отметке «железный занавес», из страны стали уезжать «несогласные». Из мониторинга ВЦИОМа за март 2022 года можно было сделать вывод, что действия властей – реакция на общественный запрос, оттого люди так и довольны.
Сложно сказать, правильный это вывод или нет. Но можно выдвинуть и другую версию. Известно, что граждане (и не только в России) к анонимности опросов относятся скептически. Многие просто отказываются общаться с социологами. В феврале-марте прошлого года власть совершенно отчетливо маркировала выразителей инакомыслия как потенциальных или реальных иностранных агентов, орудие западной пропаганды. Любому становилось ясно, насколько важен для руководства РФ успех СВО, насколько жесткими стали правила игры в публичном политическом поле. В таких условиях довольно сложно решиться сказать, что ситуация в стране не устраивает, даже если собеседник обещает тебе анонимность. Весь год, прошедший с начала СВО, это оставалось актуальным.
У вопроса об удовлетворенности своей жизнью нет такой явно политической окраски. Однако соцопрос не позволяет увидеть ни горизонт ожиданий людей, ни, наоборот, дно, от которого они в своих представлениях отталкиваются. Скорее всего есть немало людей, ожидавших, что санкции и уход зарубежных компаний в краткосрочной перспективе заметно повлияют на их жизнь. Оценивая масштаб этого влияния, они готовы признать, что живут в целом неплохо. Безусловно, есть и те, чей образ жизни заметно изменился после 24 февраля прошлого года. Им пришлось отказаться от привычного потребления или досуга. Но сложно сказать, часто ли такие люди соглашаются беседовать с сотрудниками ВЦИОМа.
Еще летом прошлого года люди не ждали частичной мобилизации, того, что СВО коснется лично их. В условиях такой турбулентности даже то, что худшие ожидания здесь и сейчас не сбылись, может пробуждать внезапный оптимизм.