0
8190
Газета От редакции Печатная версия

28.02.2023 17:37:00

Принуждение к дружбе на атомном уровне

Экономические и политические выгоды от международного сотрудничества в ядерно-технологической сфере легко обнуляются

Тэги: атомная отрасль, рф, мьянма, соглашение, сотрудничество, бангладеш, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

атомная отрасль, рф, мьянма, соглашение, сотрудничество, бангладеш, западные санкции АЭС «Руппур». Фото Reuters

Минувший февраль принес несколько новостей, непосредственно касающихся перспектив ключевой отрасли и российской экономики и, в широком смысле, национальной безопасности – атомной.

В начале месяца РФ и Мьянма подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в атомной отрасли, предусматривающее создание атомной станции малой мощности, сообщила госкорпорация «Росатом». Заметим, что руководство военной хунты, захватившей власть в Мьянме в 2021 году, единственное в регионе Юго-Восточной Азии, которое открыто выразило поддержку СВО. Впрочем, в какие-то материальные или политические формы эта поддержка так и не превратилась. Между тем в феврале же замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Владимир Дрожжов сообщил Интерфаксу, что Мьянме уже поставлены два истребителя Су-30СМЭ.

Еще более странная ситуация в сфере ядерно-технологического сотрудничества сложилась у РФ с другим государством Южной Азии – Бангладеш. 13 февраля было объявлено, что правительство Бангладеш запретило 69 российским кораблям заходить в свои порты в соответствии с санкциями ЕС и США. Главное в данном контексте: ограничения скажутся на строительстве самого большого энергетического объекта страны – АЭС «Руппур», которая строится при поддержке Москвы. Из России сюда завозится значительная часть оборудования и материалов для проекта.

Кстати, как сообщает немецкая Deutsche Welle, поставки оружия из России в Мьянму тоже могут оказаться под угрозой, поскольку США и ЕС ввели запрет на экспорт товаров двойного назначения.

Спрашивается: где тут экономический интерес России? Возможно, мы исходим из простой и логичной, казалось бы, предпосылки: продвигая свои ядерные технологии дружественным странам, мы укрепляем тем самым свои позиции в этих странах и регионах. Действительно, технологическая зависимость – это порой просто разновидность жесткой политической зависимости. Так, для той же Мьянмы стратегическим торговым партнером остается Китай. А вот положительное сальдо товарооборота РФ с Мьянмой в 2021 году составило около 137 млн долл. (экспорт – 284 млн; импорт из Мьянмы – 147 млн). Ничто. По поводу политических «плюшек» от этого сотрудничества – см. выше.

Для сравнения: 16 февраля Венгрия и Франция заблокировали санкции ЕС против атомной отрасли России. Обе – из списка недружественных России стран Европейского союза.

Но не менее, а скорее всего более важный аспект этой проблемы даже не в этом. Гипотетические пока экономические выгоды от такого нашего ядерного распространения по планете не должны заслонять и некоторые геополитические проблемы, которые неизбежно возникают при таком сценарии. По крайней мере это должно стать предметом внимательного изучения. Это не Россия может привязать к себе те или иные государства через помощь в создании атомной энергетики, а сами эти страны вполне могут использовать ядерный фактор для мягкого (или жесткого) шантажа в отношении России. Примеров даже из совсем недавней истории можно найти много.

Да, сами по себе АЭС, конечно, вполне могут быть поставлены под строгий международный контроль. И Россия строго придерживается этого принципа. Но международная практика показала, что зачастую предмет вожделения не столько атомные электростанции или исследовательские ядерные реакторы сами по себе, сколько знания в области ядерных технологий, которые неизбежно получают местные специалисты, обслуживающие эти АЭС. Как распорядиться этими знаниями – это как раз вопрос политической конъюнктуры, политической, религиозной и просто культуры того или иного общества. Вот эти мотивы при принятии решений о сотрудничестве в ядерной сфере с теми или иными странами, несомненно, должны учитываться российской стороной. 


Читайте также


Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
3017
Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Виктория Панфилова

Токаев заинтересовался сербским оружием и пригласил венгров в Транскаспийский транспортный проект

0
3356
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
5458
Подмосковные инвестиционные практики дают результат

Подмосковные инвестиционные практики дают результат

Георгий Соловьев

Московская область поделилась с другими регионами опытом поддержки бизнеса

0
2954

Другие новости