Фото сайта kremlin.ru
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что Послание Федеральному собранию, с которым глава государства выступит 21 февраля, будет посвящено спецоперации. «Конечно, на таком ответственном и очень сложном этапе нашего развития, нашей жизни все ожидают Послания в надежде услышать оценку происходящего, оценку специальной военной операции, оценку международной ситуации и видение президентом того, как мы с этим справляемся и как мы пойдем развиваться дальше», – сказал Песков.
Ранее в Кремле не исключали, что на Послании будут новые категории приглашенных, и среди них наверняка окажутся участники СВО. Для прошедшего с момента объявления спецоперации года это символично.
И дело не только в том, что конфликт продолжается, а признаков его скорого окончания нет. Сформировалась новая социальная группа, значимая и для экономики, и для политики.
В эту группу входят непосредственно участники спецоперации – нынешние или бывшие, которых уже можно называть ветеранами СВО. Сюда же можно отнести их семьи и родственников погибших. Прибавим к ним мобилизованных и их близких. Это люди, объединенные общим, подчас травмирующим опытом.
Когда их приглашают на мероприятия вроде Послания президента, они помогают подкрепить, сделать более убедительным политический месседж, добавить эмоциональных красок. Однако и сами эти люди ждут месседжа, касающегося их положения.
Депутаты Государственной думы, опрошенные ТАСС, полагают, что глава государства «по традиции» затронет тему социальной поддержки и гарантий. Ветераны, участники СВО и их семьи – новая группа населения, на которую теперь эти гарантии по необходимости должны распространяться.
Кажется, это неизбежное последствие такого рода конфликтов. Появляются не только недовольные политикой власти, часть которых превращается в эмигрантов. Появляются и те, кто с властью не спорит (в силу убеждений, по привычке, по долгу службы), но вправе выдвигать государству претензии. Когда вернутся наши мужья, сыновья, братья? Как они снабжены? Что с работой, которую они вынуждены оставить? Что с деньгами, которые они должны получить? Что с детскими садами и школами для их детей? Таких вопросов – десятки, если не сотни.
Даже если оставить за скобками новые территории и необходимые инвестиции в их восстановление и интеграцию, государство в прежних границах получило целую прослойку людей, которым оно обязано помочь, которых нужно в приоритетном порядке учитывать при планировании бюджетов разных масштабов и длительности. Потенциальное недовольство таких людей не спишешь на происки «коварного Запада», нашептывания иностранных агентов. Речь идет о людях, проливавших кровь за интересы государства.
Сейчас они могут присутствовать на Послании президента. Ветеранов СВО почти наверняка захотят заполучить в свои ряды парламентские и некоторые непарламентские партии. Но что, если их участие в политике не будет декоративным? Что, если они в обозримом будущем не будут просто теми людьми, через которых власти удобно доносить до народа патриотические смыслы, а сумеют организоваться, определить свою повестку, даже образовать свои движения или партию?
Спецоперация позволила власти окончательно переформатировать легальную публичную политику, но это не значит, что на зачищенном поле ничего не может вырасти. Ветераны СВО и их семьи становятся экономико-политическим фактором, который в своей критике власти может использовать и уже существующая, допущенная к процессу оппозиция.