Фото со страницы Минкультуры России в соцсети
Законы о патриотическом воспитании граждан прорабатываются давно, но в последний год, в условиях спецоперации государство уделяет их выполнению все больше внимания. Культурная политика – в сцепке с образовательной – должна сыграть первую скрипку в деле «правильного воспитания» народа. Подписание президентом указа «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» стало фундаментом, на который опираются законодательная и исполнительная власти. И действуют они слаженно и последовательно.
Кадровые перестановки среди руководителей культурных институций на региональном уровне, де-факто по политическим мотивам, актуальны как никогда, особенно в этом отношении отличаются Москва и Новосибирск. В последнем, скажем, сменилось руководство всех драмтеатров. В Москве не продлили контракты директорам Театра Наций Марии Ревякиной и Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой. А в Петербурге Владимир Гусев, директор Русского музея, назначен его президентом – сработал механизм мягкой отставки.
Минкультуры сосредотачивается на функции, провозглашенной ведущей, – на патриотическом воспитании. У чиновников есть модель, на которую можно опереться – еще не канувшие в Лету механизмы советского времени. Еще в мае секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявлял о необходимости создать госпрограмму патриотического и духовного воспитания, охватывающую все этапы взросления человека. «Необходимо предусмотреть существенное наращивание масштабов государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, кинолент и телепрограмм, направленных на сохранение исторической памяти, воспитание гордости за нашу страну и формирование зрелого гражданского общества, ясно сознающего ответственность за ее развитие и процветание», – сказал тогда Патрушев.
По его мнению, только так можно противостоять вызовам Запада. В ноябре были подписаны «Основы…», а в конце января президент внес еще изменения в законодательство. Дополнения коснулись формирования госзаказа на создание произведений литературы и искусства, направленных на сохранение и популяризацию традиционных российских ценностей.
«Перед РФ стоит задача сбережения народа России, сохранения фундаментальных ценностей и принципов, на которых основано единство российского общества, обеспечения дальнейшего развития страны как социального государства, гарантирующего защиту прав и свобод человека, повышение качества жизни граждан», – говорится в документе.
Министр просвещения России Сергей Кравцов обсуждал на встрече с министром культуры Ольгой Любимовой тему театральных постановок для сочинений из школьной программы, прямо ссылаясь на опыт СССР. «Было бы хорошо вернуться к советской традиции, когда школьники смотрели в театре постановки по пройденной классике. Это будет мотивацией и для изучения произведений, и для посещения театров», – сказал Кравцов. Очевидно, министр имел в виду постановки без включения авторской (режиссерской) интерпретации. Вряд ли он принял бы за образец, скажем, фантазийный спектакль Роберта Уилсона «Сказки Пушкина» в Театре Наций.
Даже то, что нелепой жалобе возмущенного посетителя на Третьяковскую галерею, в которой говорилось о «пессимистично настроенной» экспозиции, дали ход, тоже показательно. И не в смысле создания повода для увольнения Зельфиры Трегуловой, а в более широком плане. Те, кто дал разрешение запустить письмо в информационное поле, видимо, поддерживают претензии жалобщика по существу и дают установку: сейчас не время для пессимизма, жить надо веселее и патриотичнее.