Фото сайта nalog.ru
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому на официальных сайтах Совета Федерации и Госдумы будет размещаться обобщенная информация об исполнении или неисполнении сенаторами и депутатами обязанности предоставлять сведения о доходах. Другими словами, если гражданин захочет узнать, какие доходы задекларировал законодатель Х, то у него это вряд ли получится.
Ответственные за поправки в законодательство депутаты ранее объясняли, что это необходимо для «защиты персональных данных», например, о составе семьи. Законодатели заверяли, что их доходы и финансовую деятельность по-прежнему будут проверять компетентные органы. Но если сохранить публичный доступ к таким сведениям, то информация может попасть к тем, кто враждебно относится к России, вводит против нее и ее граждан санкции. Этого нельзя допустить, посчитали в Госдуме и Сенате.
Режим спецоперации и сложившаяся вокруг него политическая конъюнктура позволяют органам власти устанавливать и оправдывать новые нормы, ввести которые прежде не решались. «Компетентные органы продолжат проверять депутатов и сенаторов» – это должно звучать обнадеживающе, но в действительности противоречит логике нормальной демократической системы. Ведь, например, депутатов Госдумы выбирают граждане. При этом получается, что отчитываться о своих доходах, то есть подтверждать свою чистоплотность, народные избранники должны перед другими органами власти, но не напрямую перед теми, кто за них голосовал. Отчетность сохраняется внутри аппарата, а у граждан нет полного представления о том, чем живет и честно ли трудится депутат.
Должна ли проверка уполномоченными органами успокаивать людей? Вовсе нет, поскольку в основе демократического устройства (а его никто в России законодательно не отменял и из Конституции не вычеркивал) лежит вовсе не принцип доверия к каким-либо частям государственного механизма, а принцип контроля за деятельностью тех, кому доверена власть в том или ином виде. При такой организации государства и общества контроль не может оставаться в рамках самой системы и не выходить за ее пределы.
Некоторые депутаты уже заявили о том, что все равно будут публиковать свои декларации. Заместитель главы фракции «Новых людей» Сардана Авксентьева уже даже это сделала – в своем Telegram-канале. Однако весьма вероятно, что благородные порывы депутатов сдержит строгий регламент. Другими словами, их просто обяжут дополнительно согласовывать такие инициативы. Получится, что народный избранник заявляет о своем желании быть открытым перед гражданами, но «порядок есть порядок, мне нечего скрывать, как вы видите, но враг не дремлет». Беспроигрышная ситуация.
Объявляя о своем желании все-таки декларировать доходы, депутаты нарушают логику запущенного процесса. Допустим, спикер Вячеслав Володин или депутат Валерий Гартунг (таких на самом деле немало) хотят делать все, как прежде. Но что тогда должны думать граждане о тех, кто не хочет? Им есть что скрывать? Желание части законодателей при введении новых правил играть по старым правилам обессмысливает принятые поправки и одновременно подчеркивает, насколько правильной была обычная демократическая процедура.
Мысль о происках врагов позволяет власти упразднять такие процедуры. Это примечательно, ведь, казалось бы, в условиях СВО государственным органам стоит демонстративно транслировать в общество личную и коллективную честность, прозрачность, неподкупность, скромность – и тем самым повышать доверие к принимаемым решениям.