Фото Reuters
24-й саммит Украина–ЕС, который пройдет в Киеве 3 февраля, будет особенным, по крайней мере по двум причинам. Он станет первой после начала специальной военной операции РФ встречей в верхах Украины и Евросоюза, на которую приедут глава Евросовета Шарль Мишель и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. При этом украинские власти будут впервые представлять страну, ставшую в июне 2022 года кандидатом на вступление в ЕС.
«Тот факт, что саммит пройдет в Киеве, является мощным сигналом как партнерам, так и врагам», – заявил украинский премьер-министр Денис Шмыгаль, понимая под врагом Россию. А по словам главы МИДа Дмитрия Кулебы, центральными вопросами встречи будут оценка прогресса, которого уже достигла Украина, и согласование сроков открытия переговоров о вступлении. В Киеве рассчитывают, что страна присоединится к ЕС менее чем через два года после начала переговоров, которым должно предшествовать выполнение Киевом так называемых семи рекомендаций Брюсселя. Одна из них касается борьбы с коррупцией. Ее искоренение теперь рассматривают в Киеве как ключ к вступлению в ЕС, а потому засучив рукава с начала 2023 года взялись за увольнение чиновников, причастных к мздоимству и злоупотреблениям.
Очевидно, руководители ЕС подведут итоги уже оказанной Украине «непоколебимой поддержки» и напомнят, что Евросоюз стал мировым лидером на этом поприще. В целом из национальных бюджетов и бюджета ЕС Киеву было предоставлено помощи на 50 млрд евро и через Европейский фонд мира 3,6 млрд на закупку боевой техники. По информации Bloomberg, в пятницу ЕС объявит о выделении Украине дополнительного пакета в размере 400 млн евро для поддержки процесса реформ.
Брюссель, как ожидается, пошлет два ключевых сигнала Киеву, сообщил на условиях анонимности высокопоставленный европейский дипломат. Один – о признании весьма значительных усилий, которые Украина продемонстрировала в последнее время, второй – о поощрении ее европейских устремлений. Но на что стоит реально рассчитывать Киеву? И какие ожидания украинской стороны найдут отражение в итоговой декларации саммита?
По данным издания Euraktiv, Польша и страны Балтии настаивали на формулировках, которые дали бы Киеву надежду на ускоренное рассмотрение «украинского вопроса». Но Франция, Германия, Испания, Нидерланды, Португалия, Дания и Бельгия настроены скептически. Их представители предупредили руководителей ЕС о том, что они не должны давать Украине ложные надежды на присоединение в ближайшие годы. По их мнению, заявления Мишеля о том, что «Украина – это ЕС, а ЕС – это Украина», создали у Киева нереалистичные ожидания. В итоге, как утверждает издание Politico, в распоряжении которого оказался проект коммюнике саммита, в нем нет «ни одного конкретного упоминания об амбициозных временных рамках для Украины».
Не только в случае Украины, но и в целом, похоже, Евросоюз не готов к дальнейшему расширению. Это связано с опасениями по поводу дополнительной нагрузки на и так обремененный последствиями пандемии бюджет ЕС, а также новой волны миграции. Кроме того, вступление Украины может пошатнуть существующий в ЕС политический баланс. В частности, Украина и Польша с общим населением 80 млн человек способны объединиться, чтобы соперничать с Германией и Францией в качестве политической силы в Евросовете.
В Париже и Берлине хорошо помнят, к чему привело решение снизить планку Копенгагенских критериев 1993 года для стран Центральной и Восточной Европы во имя политической целесообразности. Нынешние проблемы Евросоюза, связанные с евроскептицизмом Венгрии и Польши, коррупцией и организованной преступностью в Болгарии и Румынии, объясняются спешкой Брюсселя с приемом стран, не вполне отвечавших всем необходимым критериям. Проблемы, вероятно, усугубятся после присоединения Украины в дополнение к задачам масштабного послевоенного восстановления страны.