Фото сайта kremlin.ru
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что работа над Посланием Федеральному собранию «не прекращалась», а по срокам всех «своевременно информируют». Ранее информагентства со ссылкой на свои источники сообщали, что Послание будет оглашено в 20-х числах февраля. Ожидалось (и по-прежнему ожидается), что президентское выступление могут приурочить к годовщине начала спецоперации. Очевидно, что речь Владимира Путина будет прежде всего касаться СВО.
Вопрос – в деталях. Сам Путин еще до Нового года объяснял, почему Послание задерживается. «Ситуация развивается очень динамично, – говорил он журналистам, – поэтому сложновато было зафиксировать прямо в конкретный момент времени результаты и конкретные планы на ближайшее время». О «ключевых вещах» президент, по его словам, уже неоднократно высказывался в разных форматах, так что и ему, и администрации просто не хотелось повторяться, «еще раз запихивать все в формальное Послание». Нужно время для дополнительного анализа, объяснил Путин, добавив, что в успешной реализации планов на будущее он не сомневается.
Перенос Послания ставят в один ряд с переносом традиционной большой пресс-конференции Путина и его «Прямой линии» с гражданами. Однако совершение этих политических ритуалов в отличие от обращения к Федеральному собранию не прописано в Конституции. О Послании там говорится, пусть его ежегодный режим – скорее полномочие, а не прямая обязанность президента.
Послание – стратегическое выступление. Если оно готово, то это означает, что власть оценила положение дел, способна предполагать развитие ключевых событий в обозримой перспективе, видит, каким образом на это развитие могут влиять государство и общество, и задает критерии оценки своей работы.
Из того, что Послания пока нет (и неизвестно, когда оно будет), легко сделать вывод, что все это – анализ, прогноз, тактику действий и критерии оценки – власть сейчас сформулировать и огласить не может. Высокий рейтинг, отсутствие требовательной политической конъюнктуры позволяют ей маневрировать со временем.
В Послании всегда очень много места занимает экономика. Власть, и не только президент, уверяет граждан в том, что стране удалось преодолеть зону турбулентности, можно строить планы и реализовывать проекты. В таком случае не вполне ясно, почему преимущественно экономическое выступление – с понятными вкраплениями про сложную международную обстановку, Россию в кольце врагов – нельзя огласить. Ведь из-за отсутствия стратегического Послания могут переживать те, кому нужно исполнять решения. Местные власти. Министры. Различные чиновники. Или те, кому экономику, собственно, «делать», а это бизнесмены, владельцы предприятий.
Слишком динамичное развитие, о котором говорил Путин, видимо, касается той самой международной конъюнктуры и спецоперации. Как бы ни хотелось объявить, что все идет по плану (к победе, к выполнению задач), сам путь к цели меняется, зависит от множества факторов, а они непредсказуемы. Кажется очевидным, что перспективы и ход СВО определяют горизонт ожиданий в большей степени, чем заверения в стабильности экономики. В последние месяцы мы часто слышим словосочетание «ситуация на земле». Похоже, как раз ситуацию на земле довольно сложно зафиксировать и описать, а этого от главы государства могут ждать.
Общаясь в декабре с журналистами, Путин вспомнил, что и в 2017 году Послания не было. Тогда его перенесли поближе к президентским выборам. И именно тогда Путин демонстрировал видео, прославляющее достижения российского военпрома. Видимо, для него такие обращения – не институциональная рутина, а политический акт, для которого нужен благоприятный информационный фон. Вероятно, власть просто ждет, когда фон сформируется.