Фото Reuters
Министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрём признал очевидное: официальное присоединение его страны к НАТО произойдет еще не скоро. В субботнем интервью газете Expressen он осторожно допустил, что это может произойти на саммите альянса в Вильнюсе 11–12 июля этого года. А может и не произойти – все зависит от Турции, которая никак не хочет дать добро на ратификацию договора о вступлении Швеции и Финляндии в альянс.
Вначале всему виной были амбиции и несговорчивость Реджепа Тайипа Эрдогана. Ему очень хотелось добиться – главным образом от Швеции, но и от Финляндии тоже – того, что ни одно современное демократическое европейское государство не сделает: выдать всех, на кого укажет турецкий президент, вне зависимости от того, есть доказательства причастности выдаваемого к каким-либо преступлениям или нет. Возможно, Эрдогана удалось бы как-то уговорить (благо среди уговаривающих есть и США), если бы свое не очень умное слово в шведско-турецком диалоге не сказали европейские ультраправые. После даже не одного, а нескольких случаев демонстративного уничтожения Корана, понятное дело, переговоры не могли продолжаться. В Турции через считаные месяцы – всеобщие выборы. В этих условиях дать хотя бы намек на уступку осквернителям Корана для турецкого лидера равносильно электоральному самоубийству.
А есть еще и Венгрия, чей парламент тоже не ратифицировал договор о присоединении Швеции и Финляндии к НАТО. Премьер-министр Виктор Орбан говорит, что заминка техническая, но он славится своим умением, в зависимости от того, как развиваются его сложные отношения с руководством ЕС, превращать временные трудности общеевропейского масштаба в постоянные. Словом, пресловутое расширение НАТО на Восток неожиданно остановилось. Победа России? Нет.
Если посмотреть на то, что пишут и говорят в эти дни представители шведских властей, выяснится, что они не склонны рассматривать срыв переговоров с Турцией как трагедию и даже как чрезвычайное происшествие. ЧП шведского масштаба является сжигание Корана в Стокгольме ультраправым политиком. Экстремист воспользовался демократическими свободами для того, чтобы совершить не запрещенное законом, но крайне предосудительное, сулящее огромные проблемы стране деяние – вот о чем в эти дни в Швеции спорят, а не о том, что страна рискует остаться без поддержки НАТО на случай конфликта с Россией. Потому что без такой поддержки она точно не останется.
Гарантии безопасности Швеции и Финляндии предоставлены. Они зафиксированы документально. В том, что обе страны в случае чего получат военную помощь, их заверил и генсек НАТО Йенс Столтенберг. Более того, как у Швеции, так и у Финляндии есть двусторонние договоры о гарантиях безопасности с ведущими государствами альянса, включая США. Юридические препоны, мешающие перемещению войск НАТО по шведской и финской территориям, ликвидированы. Дело осталось за частностями – такими как размещение постоянной американской военной базы в Швеции. Это возможно, когда соответствующие переговоры, стартовавшие в начале января, завершатся. Подгонять шведскую и финскую армию под стандарты НАТО не нужно: они и так им соответствуют. Причем настолько, что сейчас некоторые члены альянса (страны Балтии) уповают на помощь Стокгольма и Хельсинки.
Координация действий между НАТО, Швецией и Финляндией также налажена. Идут совместные учения, и шведы и финны участвуют во всех встречах альянса и активно помогают Украине. Так что нынешний статус наблюдателя при НАТО обе страны вполне устраивает. Превратится он в постоянное членство – хорошо. Нет – тоже неплохо. Во всяком случае, ни НАТО, ни Швеция с Финляндией любой ценой добиваться санкции Эрдогана не станут. Ведь все, что им надо, уже получено.