Фото агентства городских новостей "Москва"
Глава Центризбиркома Элла Памфилова на вопрос о том, идет ли подготовка к выборам президента РФ 2024 года, ответила: «Конечно, готовимся. А как иначе? Время пролетит незаметно, поэтому все, что можно подготовить сейчас – техническую, цифровую, методологическую, организационную, кадровую базы, мы осуществляем с прицелом на президентскую кампанию, при этом отлично понимая, что такое выборы президента в нынешних условиях».
С тем, что время пролетит незаметно, пока сложно не согласиться. Предыдущий год был перенасыщен событиями, нынешний обещает быть таким же. И сам вопрос, заданный Памфиловой, продиктован общей турбулентностью последних 12 месяцев. Она порождает слухи о переносе как единого дня голосования (ЕДГ) в сентябре 2023 года, так и президентских выборов в 2024-м. Актуально задумываться о том, как проводить ЕДГ на новых территориях, ведь сейчас в этих регионах действует военное положение. Элла Памфилова сказала по этому поводу, что регионы сами решат, она же надеется на прояснение ситуации к осени.
Вопрос о президентских выборах еще до Нового года задавали пресс-секретарю главы государства Дмитрию Пескову, и он дал понять, что в Кремле никто избирательную кампанию отменять или переносить не собирается. Выдвинет ли свою кандидатуру Владимир Путин? Сам он пока не объявлял об этом и едва ли сделает это задолго до самих выборов – и потому, что таковы его привычки, и потому, что сейчас время оперативных решений и заявлений. Некоторые политологи, например Евгений Минченко, заявляют, что в Кремле придерживаются плана А: уверенная победа Путина на выборах, которые пройдут в срок.
Другой политолог – Алексей Шабуров – считает, что в условиях спецоперации выборы выглядят по меньшей мере странно, «пусть даже победитель известен заранее». По его мнению, если и проводить кампанию, то нужно делать это в каком-то новом формате. В традиционном виде выборы станут плебисцитом о доверии верховному главнокомандующему, и совершенно непонятно, как в нынешних условиях можно ставить такой вопрос, чем будут заниматься другие кандидаты. В то же время, чтобы отменить президентскую кампанию, отмечает политолог, нужно ввести либо военное, либо чрезвычайное положение на территории всей страны. Или же менять закон о выборах.
Вышеназванные условия отмены или переноса выборов нельзя назвать невозможными в принципе. Но Кремлю совершенно не обязательно заблаговременно запускать эти механизмы. У него есть все институциональные рычаги и инструменты, чтобы сделать это быстро, если ситуация того потребует.
Настроенная в последние годы политическая система, зачищенное поле легальной оппозиции, фактический запрет на критику СВО – все это создает условия, в которых у Путина просто нет шансов не избраться на следующий срок. Любые выборы, проведенные сегодня, через неделю, через месяц, через полгода или год, при нынешней конъюнктуре почти не создают для президента электоральных рисков. И едва ли оправданно приписывать власти избыточную рефлексию: «А как это будет выглядеть сейчас?» Люди, принимающие решения, вовсе не обязательно мыслят такими категориями. Они скорее понимают выборы и преподносят их лидеру проще – как подтверждение реальной и безусловной поддержки, полной легитимности.
Резкие движения (отмена выборов, введение военного положения) – шок для общества. Власть пользуется кредитом доверия, но не может игнорировать потенциал социальной тревожности и предсказать, в какие формы это настроение может вылиться. Для условного договора власти с ее электоратом важно, что она контролирует даже трудную ситуацию. Перенос или отмена выборов заставила бы в этом усомниться, поэтому их проще провести в срок.